Известные артистки рассказали о сексуальных домогательствах.
История с сексуальными домогательствами Харви Вайнштейна, кажется, будет иметь долгое-долгое продолжение. Такое впечатление, что джина выпустили из бутылки, и теперь каждый день нас ждут новые разоблачения. Во всем мире уже давно идет флешмоб Me Too («Я тоже»). К нему постепенно присоединяются и российские артистки. Кто же из наших знаменитостей подвергался домогательствам?
В России, как выяснилось, практика предлагать роли взамен на секс-услуги тоже довольно распространена. Вот только наши доморощенные звезды оказались не такими смелыми, как их голливудские коллеги. Поэтому все рассказы из уст российских актрис – исключительно без имен, одними намеками и полутонами.
Так, Анна Хилькевич рассказала, что в начале своей карьеры она лишилась интересной работы из-за того, что отказалась идти на интимную встречу с одним из режиссеров.
– У меня было два похожих случая, – поведала Анна. – Не буду называть имена людей, которые склоняли меня к интиму, обещая продвижение. Наверное, это в Голливуде можно и модно, но наш киномирок – небольшой, поэтому во избежание последствий лучше обойтись без фамилий. Могу только сказать, что из-за отказа роль я не получила.
Анна Старшенбаум, еще будучи 17-летней девчонкой, также однажды получила непристойное предложение. Она пробовалась на одну из ролей, и неожиданно партнером вызвался быть сам режиссер картины. Он подыгрывал юной актрисе во время читки эпизода, но как-то странно – постоянно лез целоваться.
В сценарии, само собой, ничего такого не было – это режиссер столь креативно импровизировал. Анна тогда остановила пробы и строго спросила: что, собственно, происходит? «Ну так же может быть у них в конце сцены?» – попытался вывернуться режиссер. «У них, наверное, да, а у нас — нет!» – ответила Анна, и на этом пробы для нее были закончены. Роль юная актриса, конечно, не получила, а с тем режиссером больше никогда в жизни не встречалась – судьба миловала.
Звезда сериала «Реальные пацаны» Зоя Бербер недавно тоже поведала кое-что пикантное. Однажды на кинопробах режиссер попросил ее показать… пятую точку. А на удивленный взгляд ответил: вроде как ему нужно убедиться, что у нее нет целлюлита.
Нет, забота режиссера об идеальном теле актрисы вполне объяснима. Для Зои непонятно другое: почему этот деятель не задал вопрос о целлюлите собственно на пробах, в присутствии кучи народа, а выбрал для этого момент, когда они вышли в коридор и остались вдвоем?
Заграничные режиссеры, прибывая работать в Россию, тоже надеялись на сексуальные услуги наших звезд.
Евгения Крюкова, ныне многодетная мать, в юности принимала участие в проходной комедии «Секс и перестройка», которую сегодня мало кто помнит и которую приезжали снимать в Россию французские режиссеры. Так вот, один из них (Евгения тоже не называет имени) практически каждый день приглашал актрису в свой гостиничный номер. Объяснял он это тем, что им с Крюковой нужно отрепетировать ее роль, чтобы на съемочной площадке не тратить время на лишние дубли.
Правда, актриса тогда пошла на хитрость: с собой в гостиницу она всегда брала партнера. А когда режиссер, распахивая дверь, в очередной раз видел рядом с юной красоткой мужчину, та делала невинное лицо: «Ну не могу же я репетировать без партнера!»
«Карьера в обмен на секс» – такие предложение поступают не только актрисам, но и дамам из других сфер.
По словам Анастасии Волочковой, ей не раз делали недвусмысленные намеки весьма и весьма влиятельные чиновники.
– Большой человек из Большого театра предлагал мне карьеру через личные взаимоотношения. Ставил меня перед фактом: мол, если я не буду с ним, то останусь без зарплаты, — поведала балерина.
Другой, не менее влиятельный чиновник, который работал в мэрии, как уверяет Волочкова, предлагал ей квартиру в Москве в обмен на секс.
– Закрыл дверь изнутри и нагло домогался. Я ему сказала на это: «Знаете что, вы меня лучше познакомьте со своим сыном или внуком!» Прошли годы, и я абсолютно не жалею о своих словах, – говорит Настя.
Да и в спортивном мире, оказывается, думают не только о достижениях и медалях. Спустя годы советская гимнастка Татьяна Гуцу решилась поведать миру, что когда-то, будучи 15-летней девочкой, она подверглась насилию со стороны шестикратного олимпийского чемпиона Виталия Щербо.
«Во время соревнований в немецком Штутгарте, в 1991 году, меня изнасиловал Щербо, – написала она на своей страничке в ФБ. – Это монстр, который держал меня в тюрьме страха все эти долгие годы… Я знаю, ты попытаешься защитить себя. Но подробности, которые я предоставлю, значимее твоих слов. Сейчас я сильнее, чем когда-либо. Ты больше не сможешь сломить меня... Вот такая у меня история Золушки. Я все переживу и продолжу поддерживать тех, кто боится говорить…»
Из тех, кто не стал молчать и решился назвать имя «домогателя», можно отметить Ольгу Погодину.
Свое признание она сделала достаточно давно, но сейчас, на волне интереса к теме сексуальных домогательств в творческой среде, ее рассказ приобретает новые оттенки.
Если верить Ольге, руководитель театра «Школа современной пьесы» Иосиф Райхельгауз предложил пройти ей «аттестацию»… у него на диване в рабочем кабинете.
«Мой театр начинается с этого дивана», – якобы говорил ей режиссер, пытаясь склонить к интимной близости. Но Ольга дала ему твердый отпор: «Вас, большого режиссера, никто еще не посылал? — я поднялась с дивана. — Ну, тогда это сделаю я. Пошел ты...» Развернулась и ушла».
Актриса Мария Збандут тоже уверяет, что Иосиф Райхельгауз пытался воспользоваться своим начальственным положением.
– Когда училась в ГИТИСе, я поступила на курс к Иосифу Райхельгаузу, худруку театра «Школа современной пьесы». Вначале все шло хорошо. Но потом Райхельгауз начал приставать ко мне в своем кабинете. Я отшутилась и сбежала. После этого мне начали занижать оценки по актерскому мастерству. Я отработала три спектакля, и потом меня оттуда тоже убрали».
В советские времена, когда, как уверялось, секса не было, сексуальные домогательства тем не менее случались.
Актриса Татьяна Егорова, возлюбленная Андрея Миронова, в своей книге мемуаров подробно расписала, какие нравы царили в свое время в Театре сатиры.
По ее словам, на пути к участию в той или иной постановке многие актрисы проходили «через ширинку главного режиссера». На тот момент это был Валентин Плучек.
«И вот уже, отталкивая друг друга локтями, Акробатка и Галоша, новые артистки театра, стремительно бежали на четвертый этаж к кабинету худрука – кто первый ворвется, раздвинет молнию в ширинке и потелебонькает то, что телебонькать уже нечего. А за это они получат роль. Роль!» – писала Егорова в своей книге, скрыв (очень прозрачно) под псевдонимами реальных людей.
Сама же она, дескать, посмела отказать режиссеру. Из-за чего, по ее уверениям, долгие годы не имела ролей в театре.
Хотя Татьяну Егорову после выхода в свет ее книги многие коллеги осудили, другие актеры Театра сатиры подтверждают, что Валентин Плучек пытался склонить своих подопечных к сексу.
«Он то и дело приглашал кого-то зайти к себе в кабинет. Вот и мне однажды было сделано такое предложение, – вспоминает актриса Валентина Шарыкина, пани Зося из «Кабачка 13 стульев». – Не поняв, что это значит, я пошла».
После отказа, как говорит Валентина, у нее тоже резко уменьшилось количество ролей, а уж новые актрисе и вовсе не предлагались.
Актриса Екатерина Савинова, сыгравшая свою самую звездную роль (Фроси Бурлаковой в фильме «Приходите завтра») лишь в 37 лет, могла прославиться намного раньше.
Впервые она получила приглашение сняться в кино, еще будучи студенткой ВГИКа. Зато это была картина самого всемогущего Ивана Пырьева!
В его картине «Кубанские казаки» Савиновой доверили партию казачки Любочки. Пырьев почти сразу «положил глаз» на молодую актрису и делал ей абсолютно непрозрачные намеки прямо на съемочной площадке. Но Екатерина, натура прямая, не только отказала Пырьеву, но еще и публично отвесила ему оплеуху. После этого в киношных кругах появился негласный запрет на съемки Савиновой.
«Режиссер, славившийся не только редкостной любвеобильностью, но и редкостной злопамятностью, ей этого не простил, – рассказывал позже супруг актрисы, режиссер Евгений Ташков. – На кинокарьере Кати, которую он за глаза называл гордячкой, был поставлен крест. Он сломал ее актерскую судьбу. Катю часто приглашали на пробы, режиссерам она очень нравилась, но в результате утверждали, как правило, других актрис. Если бы вы знали, сколько замечательных ролей ей не досталось!»
Осталось добавить, что фильм «Приходите завтра» – как раз Евгения Ташкова, а сценарий писался специально под Савинову.