16.10.19, 13:29

Тайны «Кабачка «13 стульев»

 Миронова отвергли зрители, а Селезневу наказали за короткую юбку

Эта передача, продержавшаяся на Центральном телевидении с 1966-го по 1980-й год, до сих пор жива в памяти народной. И все вроде бы про нее известно. Но оказывается, есть все-таки в биографии «Кабачка» темные пятна. О которых нам и поведала знаменитая «пани Тереза» – артистка театра Сатиры Зоя Зелинская.

СПАСИБО МАНИКЮРУ!

Как-то раз на планерке у руководства Гостелерадио было принято решение создать некую развлекательную передачу. Первым делом надо было продумать концепцию и написать сценарии пилотных выпусков. Но деятели ЦТ просто нашли добрейшей души режиссера – Георгия Зелинского. И взвалили все на него. Зелинский вместе с женой Зоей как раз и стоял у самых истоков «Кабачка». Но об этом нигде не рассказывается.

– Существует версия, будто бы передачу придумал Александр Белявский – очень мною любимый, – говорит Зоя Николаевна. – Но он никакого отношения к этому не имел. Нам потребовался человек, который бы своими комментариями скреплял между собой разрозненные миниатюры. Пан Ведущий. Им и стал Саша Белявский. Никакого другого участия в создании передачи он не принимал.

– А почему «Кабачок» на советском телевидении отличался таким польским колоритом?

– Изначально передача вообще называлась «Добрый вечер». И у нас было очень мало задумок. А персонажей – раз, два и обчелся. Я там была певицей. Спартак Мишулин делал пантомиму в стиле Чарли Чаплина. Ольге Аросевой мы предложили монолог «Женщина с сумкой»… Все – больше никаких идей. А с чего все закрутилось? Я ходила на маникюр в гостиницу «Метрополь». Там на первом этаже был киоск, в котором продавали журналы из соцстран – Румынии, Польши, Югославии, Венгрии, Болгарии, ГДР. Все – на русском языке. И на последней странице каждого журнала была рубрика – «Юмор наших друзей». Там печатались миниатюры, героями которых были директор гостиницы, бухгалтер, регулировщик, официант... Я скупила все эти журналы, отнесла их в «Литдраму» (главная редакция литературно-драматических программ ЦТ. – Ред.). Там полистали журналы, вдохновились. И так у нас стали появляться сценарии к передачам. И яркие персонажи!

ЯЩИК ПИВА ЗА НАЗВАНИЕ

– Передача очень быстро стала популярной, – продолжает Зоя Николаевна. – И стало ясно, что название «Добрый вечер» какое-то безликое. Тогда мы провозгласили с экрана: кто придумает для нас новое название, тот получит в награду ящик пива. Среди телезрителей провели конкурс. И победил человек, предложивший вариант, который теперь всем известен – «Кабачок «13 стульев». Это отсыл к произведению Ильфа и Петрова, как вы понимаете. Только стульев на один больше.

Кстати, «посадочных» мест в телевизионном «Кабачке» действительно было 13. А вот персонажей со временем набралось больше 50! Они сменяли друг друга, но были и постоянные. Например, Спартак Мишулин крепко запомнился зрителям как Пан Директор. Ольгу Аросеву до сих пор многие называют «пани Моника», Наталью Селезневу – «пани Катарина», а Зою Зелинскую – «пани Тереза».

«БЕЛЯВСКИЙ ВЫБРАЛ КИНО»

– Первым Паном Ведущим, как вы помните, был Саша Белявский, – рассказывает Зелинская. – Он был хорош необыкновенно! Такое европейское, западное лицо... Саша сразу полюбился зрителям! Но задержался у нас ненадолго, решил уйти. Ему хотелось сниматься в кино, а это было бы невозможно, если бы он остался в «Кабачке». Передача выходила в эфир каждую пятницу. Какое уж тут кино!

Надо было срочно искать другого ведущего. И однажды знакомая мне сказала: «В Театре Ленинского комсомола есть такой красивый актер... Ну вылитый Роберт Тейлор!» Я схватила Жорика Зелинского, и мы помчались в Ленком. Увидели там этого русского «Тейлора» – Мишу Державина. Конечно, сразу начали с ним переговоры. И он согласился. Кстати, в одном из юбилейных выпусков у нас было два ведущих. Мы попросили Сашу Белявского сняться разочек на пару с Мишей Державиным. Получилось замечательно!

Тут Зоя Николаевна умолчала, что несколько выпусков «Кабачка» провел также Андрей Миронов. Но он, как ни странно, был отвергнут зрителями. Они писали письма с просьбой убрать Миронова.

«ПОВТОРИТЕ, МЫ ПЛАТЬЕ НЕ РАССМОТРЕЛИ!»

Актрисы из «Кабачка» стали настоящими законодательницами мод. На них были такие наряды, какие в советских магазинах не продавались.

– Костюмы для съемок мы добывали кто как мог, – признается «пани Тереза». – Из зарубежных гастролей привозили. Мой второй супруг был журналистом-международником, часто ездил за границу – и я просила его купить для съемок какие-то платья, шляпы. Нам надо было хорошо одеваться. Потому что мы были примером для женщин в СССР. Мне приходили такие послания: «Наденьте, пожалуйста, еще раз платье, которое было на вас в прошлом выпуске. Хочу сшить такое же на свадьбу, но не успела рассмотреть крой».

Руководство ЦТ, к слову, пыталось приструнить модниц из «Кабачка». Скажем, одно время запрещено было надевать шляпки – мол, чуждый пролетарскому вкусу буржуазный элемент одежды! А Наталью Селезневу однажды наказали рублем за то, что появилась в кадре в слишком короткой юбке: актрисе просто не заплатили гонорар за съемку!

МАТЕРИАЛЫ ПО ТЕМЕ