В легендарной семье Михалковых – сплошь великие таланты!
А значит – и какие-то особые методы воспитания. Знаменитого режиссера мы расспросили о том, как его растил отец и что теперь он сам пытается донести до своих детей и внуков.
– Никита Сергеевич, у вас в семье есть какие-то традиции, ритуалы, которые передаются из поколения в поколение?
– У нас из поколения в поколение в храм ходили по воскресеньям. Я думаю, что для детей нашего рода это и есть самый главный ритуал.
– Сергей Михалков был строгим отцом?
– Да, у нас было строгое воспитание. И папа, и мама нас воспитывали правильно, я считаю. Причем отец всегда оставался на уровне детей, его отношения с детьми никогда не были отношениями взрослого и ребенка. Он всегда говорил на языке ребенка. И не только со своими детьми – поэтому, я считаю, он и стал известным детским писателем.
– А за что вас наказывали?
– За вранье наказывали, за ложь. И это очень, я думаю, правильно. Я продолжаю эти традиции.
«ГАДЖЕТЫ – ЭТО ОПАСНО»
– У вас в семье есть какие-то особые правила: как общаться с детьми, чтобы они слушались?
– Нужно с ними разговаривать как со взрослыми. И доверие должно быть. И максимально понятное объяснение цены лжи.
– Ну как, например, вы можете объяснить современным детям, что книга гораздо лучше и полезнее, чем гаджет?
– Надо установить определенные правила. Например, четко опреде
лить время, когда ребенок может пользоваться гаджетом, и не выходить за рамки этих ограничений. Изобретатели гаджетов – это известно и, кстати, очень важно – вообще запрещали своим детям пользоваться ими: те писали ручками, читали бумажные книги. Потому что их родители понимали, насколько опасен этот путь наименьшего сопротивления, позволяющий легко получать любую информацию. Они заставляли детей запоминать, развивали их память, учили искать не в Google, а в библиотеке.
Вот как воспитывали детей те люди, которые понимали всю опасность этого. А для многих сегодняшних родителей дать ребенку гаджет – значит его успокоить, чтобы он не мешал им жить своей жизнью. Вот это опасно. И про это надо помнить всем.
«МОИ ДЕТИ ЗНАЮТ ЦЕНУ БЛАГОПОЛУЧИЯ»
– Что нужно показать ребенку, чтобы он в жизни понял что-то самое важное?
– Страну нашу. Надо ездить по ней, путешествовать. Показывать ее невероятную мощь,
бескрайность. Фольклор тоже важен. Я не про лапти и онучи – имею в виду привитие ребенку вкуса к жизни в том месте, где он родился. «Где родился, там и сгодился» – так испокон веков говорили в России.
– А ваши внуки принимают все эти традиции, устои? Понимают, что семья на особом счету, под пристальным вниманием?
– У меня самого была одна история: я долго не мог понять, чем вызвано такое отношение ко мне, когда я честно рассказал о том, как проспал школу, потому что у нас были гости, и всю ночь Святослав Рихтер играл на рояле.
Я потом только понял
значение того, что происходило, и какие великие люди у нас бывали. Но, к счастью, и дети мои, и внуки знают этому цену. Дети очень много ездили со мной в экспедиции, смотрели мир, смотрели нашу страну в разных ее уголках. И они понимают цену благополучия.
«ВНУКИ ОБИЖАЮТСЯ, НО ОНИ ПОТОМ ВСЕ ПОЙМУТ»
– Вы показываете внукам, насколько тяжел ваш труд, сколько времени он занимает?
– Я ничего не показываю – они смотрят и сами все видят. Я не делаю им назиданий, не читаю нотаций. Но есть моменты в жизни, когда необходимы жесткость, твердость, убежденность и, если хотите, определенное насилие. Оно на пользу, оно идет во благо.
– Наверное, обижаются, когда их наказывают, в чем то ограничивают?
– Конечно. Но потом, когда у них появятся свои дети, поймут, что родители были правы. И я абсолютно убежден, что мои родители были правы, когда меня наказывали, когда меня воспитывали терпением, когда было много табу. Просто все эти табу были оправданны, и они были объяснены.
– Вашим внукам многое нельзя?
– Конечно. Но надо понимать, что тут общего для всех рецепта быть не может: мол, запретите детям это, это и это – и сразу все будет хорошо. У каждого свой характер, у каждого своя жизнь, у каждого своя температура восприятия мира. И попытки под единую гребёнку всех подстричь всегда приводят к беде. А когда идёт разговор индивидуальный – это уже другое качество воспитания. Вот почему я считаю, что в классе должно быть не 50 человек, а максимум 12.
«СЕГОДНЯ – ДЕТИ, ЗАВТРА – НАРОД»
– Как считаете, какие предметы можно было бы добавить в школьную программу для расширения кругозора, культурного развития?
– Я считаю, что нужно расширить гуманитарную сторону обучения. Русская литература, география, история – это то, что даёт возможность знать своё прошлое, знать страну и мир, учит излагать свои мысли на бумаге, думать. И это то, чему нужно учить. Это возрождение национального самосознания культурных людей некогда самой читающей страны в мире. Недаром происходят изменения и в Министерстве образования, и очень много внимания руководство страны уделяет детям, вопросу о том, какими они должны быть...
Когда-то мой отец сказал: сегодня – дети, завтра – народ. И это чистая правда. Так что воспитание детей – дело государственной важности.
Фото В. Горячева,
И. Гневашева,
А. Магомедова.