Александр Ширвиндт: «Если совсем брошу пить – боюсь, вырастут крылья»

Александр Ширвиндт: «Если совсем брошу пить – боюсь, вырастут крылья»

Как на духу 483 28.05.17, 00:57

Он по-прежнему самый остроумный мужчина Москвы. 

С тем же каменным выражением лица шутит, так же изящно матерится. «На ты» - со всеми без исключения: что 50 лет назад, что теперь. Нынче, правда, по возрасту, да и по должности положено. Главный Сатир - звучит гордо.

- Александр Анатольевич, извечный театральный вопрос - чем удивлять будете?

- Понимаешь, удивлять уже нечем. Потому что всеобщее удивление достигло такого апогея, что вклиниться в эту волну довольно трудно.

- Удивление какого рода имеете в виду?

- Удивление от ситуации, удивление от степени безнадзорности, удивление от удивительно хамской безапелляционности существования…

Я понимаю, что это старческое брюзжание, но тем не менее подоплека в этом совершенно очевидная. И поэтому, когда ты спрашиваешь насчет удивления театрального, то сразу возникает вопрос: кого удивлять, зачем и чем?

То, чем сегодня пытается удивить театр, мне лично по старости лет совершенно не симпатично. Вся эта штамповка телевизионная, этот миллион театров - привели к тому, что все вокруг стало типовое. И чем нахальнее, чем раздетее, чем матернее, чем блевотнее - тем более растиражированное.

Жизнь стала клиповой. Раньше смотрели спектакли по пять часов, с двумя антрактами, а то и с тремя. Попробуй сегодня! Сегодня надо все это загнать в один акт, чтобы в антракте не разбежались, и за час 32 сыграть.

- И как вам, внешне такому размеренному, неспешному, весь этот жизненный галоп?

- Он мне внешне претит, а внутри-то я бегу все равно. Вот так сижу перед тобой, вяло что-то говорю - а внутри я бегу стометровку. Оттого и давление шалит, и коленки болят...

«МАТЕРИТЬСЯ НАДО ЕЩЕ УМЕТЬ»

- Вы ощущаете себя уходящей натурой?

- Абсолютно. Я уже ушедшая натура.

- Но вас в старики записывать ни у кого язык не повернется.

- Это опять же оболочка. Мы же артисты, мастера перевоплощения. Знаешь, как в институте: если студентке-красавице с ногами трехметровыми, с глазами и сиськами дают играть столетнюю беззубую старуху, это называется - «на сопротивлении материалу». Вот и я живу на сопротивлении материалу.

- То есть внутри вы какой?

- Внутри мне четыреста. А внешне - вот-вот только будет 70. Но, конечно, все уже ушло. Вот, например, я бросил курить. А до это трубку почти 50 лет курил. И сейчас мои друзья из всех табачных бутиков говорят: давай откроем киоск. Вообще, я мог бы обогатиться, уйти с работы - потому что у меня такие трубки, и столько их!..

То есть курение ушло. Алкоголизм тоже: все меньше, меньше. Не потому что я за здоровый образ жизни - нет, все это ханжество...

- Потому что не с кем?

- Да даже если есть с кем. Просто раньше пили в охотку, а сейчас устаешь от этого, счастья нет, кайфа. Ну, чего еще? О романах и говорить не приходится. Вот видишь, если совсем брошу пить сейчас, боюсь, что крылья вырастут.

- Все ваши коллеги говорят: на самом деле Александр Анатольевич очень скромный. Хотя внешне, конечно, не производите такого впечатления, со всеми на «ты»... Вот интересно, есть хоть один человек, которому говорите «вы»?

- С Плучеком был на «вы». При том, что со многими стариками театральными - на «ты». Сейчас я сам старик, но вообще это не панибратство, я считаю, что «ты» - это нормально.

Нет, конечно, если идет солидный старик, не скажу ему: куда ты прешься? Вообще, переход «на ты» и употребление мата должны быть очень аккуратными.

Когда завязывается беседа, нужно, как в советские времена, сначала обратиться по отчеству - Николаич, Григорич, Иваныч. Это первый этап. Если проскакивает, то где-нибудь ввязываешь: «Понимаешь, какая история», - разочек вроде как оговорился. Если не вызывает круглых глаз - вот уже и перешел «на ты».

То же самое с матом. Надо начинать с «дурака», с «чудака». Потом «ч» меняешь на другую букву, и потом уже говоришь спокойно.

- А для чего?

- Да надо говорить на родном языке. Не материться, не выражаться и не ругаться - это гадость, а просто говорить. У нас актер был - Георгий Менглет. Играл Жоржа Дюруа, Фирса, Барона в «Скупом рыцаре»… Так он матерился так, будто стихи Опухтина читал!

Никто не мог подумать, что человек ругается - это была лексика! В «Милом лжеце», абсолютно мопассановском спектакле, умудрялся материться, и никто не обращал внимания. Он так произносил, что это звучало, как изысканнейшая французская речь.

- А вас никогда не подводила любовь к русскому народному?

- Подводила, конечно. Первое время не все относились к моей привычке снисходительно, а потом: ну, этот-то ладно. Во-первых, я умею тоже. Некоторые матерятся так, что даже мне противно. А есть такие, из уст которых это звучит просто как песня.

«В НАШЕЙ СРЕДЕ НИ ДЛЯ КОГО НЕТ «ПРОРОКОВ В ОТЕЧЕСТВЕ»

- Но - о скромности. В этом кабинете сидел Плучек?

- Да. Только по-другому здесь было все обустроено.

- Сам момент пересадки в это кресло был для вас сложен?

- Ну что значит - «пересадка»? Просто Валентин Николаевич дико заболел, был уже очень старенький. И меня просто уговорили занять это место. Тут же со всех углов понеслось: выжили старика… Ну, бред! Это же от безвыходности.

А сейчас что происходит? Сейчас мы уже все стали Плучеками. Средний возраст худруков Москвы - просто страшно произнести.

- Есть Меньшиков, Серебренников, варяги литовские…

- Варяги, конечно, есть, но их мало. А в Москве театров такое количество!.. Но если говорить про меня, то я абсолютно эмбрионально не имею отношения к этой должности. Это другая профессия: даже не режиссер - руководитель, пусть и художественный. Это чиновничья, тонкая и необыкновенно трудоемкая штука.

Такой аспект кошмара, такие эмоции возникают глобальные: от смерти человека до поломки карандаша - просто брызги слез. Потому что животное актер - архиэмоциональное, и на 87 процентов - глупое. И это при том, что нужно художественно руководить, а все вокруг говорят, что не нужен репертуарный театр, что у вас богадельня...

Это предмет отдельного разговора, но, как говорится, не будем о грустном.

- Когда вас назначили худруком, многие недоумевали: почему вдруг? Самый остроумный человек Москвы - это замечательно. Но к актеру Ширвиндту и уж тем более к режиссеру в театральной среде серьезно не относились.

- Ну, это все разные кланы, понимаешь. Здешние, которые меня уговаривали, они-то относились серьезно. Я все-таки еще при Плучеке поставил здесь семь спектаклей, только в Театре сатиры у меня три десятка учеников. А все эти критически-обывательские взгляды, они настолько местечковые…

- Ваш друг Марк Захаров как-то сказал: «Ширвиндт, наверное, все-таки не артист. Тем более не режиссер. Если спросить, кто он такой, отвечу, что профессия у него уникальная. Он - Ширвиндт».

- Это образно… Тем более что в нашей среде ни для кого нет «пророков в отечестве». И не стоит на это обращать внимание. Иначе можно действительно себя в комплексы загнать.

- У вас такая толстая кожа?

- Нет, ну я тоже не сразу в это влез, долго сомневался, рефлексировал. А сейчас уже даже не сомневаюсь, потому что: ну сколько можно, уже ведь 17 лет...

«ЖЕЛАНИЯ ИГРАТЬ У МЕНЯ НЕТ, И НИКОГДА НЕ БЫЛО»

- По рассказам Ларисы Голубкиной, Миронов жаловался на недооцененность, на то, что в театральной среде его успехи не замечали. Вы человек, наверное, с другими амбициями. И все-таки нет сожаления, что режиссеры использовали вас как некую краску? У Эфроса ведь начинали по-другому.

- Да по-разному было. Вообще, хочу сказать, если у человека есть своя ниша - значимая, менее значимая, творческая, человеческая, - значит уже не зря. Из дыма, пыли и брызг, пусть и шикарных, ничего не сложится.

А если ты спрашиваешь обо мне, то я думаю, что накопительно: там сыграл, это поставил, а еще он был худрук, и все-таки столько лет, - все же что-то слепится. Ничего шикарного, конечно, не получится, но какая-то ниша, думаю, будет. Вот это смысл. Рваться за глобальностью? Во-первых, это никогда не получается. Во-вторых, надо понять, что глобально, что нет...

- Значит, нет обид на режиссеров, которые, возможно, вас недооценивали? Ведь даже ваш любимый Рязанов использовал в ролях третьего плана.

- Нет, обид никогда не было. А если про Рязанова, то на меня, например, писали «Гараж» - а я не мог, и сыграл Валя Гафт. Или: всю жизнь я мечтал сыграть Остапа Бендера – мы с Гайдаем как-то ехали в поезде, пили, и он сказал: надо было тебя.

То есть задним числом кто-то сожалеет. Но если хочешь совсем откровенно, то я никогда глобально (что очень обидно, потому что все-таки этому отдал жизнь) не желал играть. И всю жизнь завидовал актерам...

- Актер Актерычам?

- Тем, которые не могут не играть.

- Сейчас вы не часто выходите на сцену?

- Сейчас - да. Но раньше вообще было по 10-12 названий - ужас!.. Моя замечательная подруга Вера Кузьминична Васильева не так давно совершенно меня сразила. Во время того, как репетировала здесь, она в Малом театре вместо Быстрицкой играла «Пиковую даму» Житинкина. А когда сыграла у нас премьеру, говорит: «Шурочка, а что дальше?» Вот такое завидное патологическое желание играть. У меня его нет, и никогда не было.

- И когда выходите на сцену, это что, каторга?

- Не каторга. Но это не кайф. А должен быть кайф. Тогда это профессия, тогда это счастье. Тогда это муки: почему не дают, почему этому дали, а не мне; почему мало…

- Нет желания взять и вычеркнуть себя из всех этих списков?

- Во-первых, на меня еще ходят зрители. А потом, у меня нет другой профессии. И когда набегает, когда дома бурчу: все, конец, нет сил, брошу к чертовой матери - с голоду не помираем, все, поеду на Валдай, там домик… Моя невестка замечательная говорит: «Ни в коем случае». - «А почему?» - «Сопьетесь».

Фото КОММЕРСАНТЪ/FOTODOM.RU,

В. Горячева,

А. Ломохова. 

Загрузка...

Читайте также

Николай Басков: Неужели он не хочет обнять своего сына?
Отцы и детиНиколай Басков: Неужели он не хочет обнять своего сына?

5095 31.08.16, 15:30

Киркоров похвастался сыном
ЗасветилисьКиркоров похвастался сыном

1204 12.10.16, 22:18

Новости
Калашникова похвасталась роскошной квартирой за 40 миллионов

20.06.17, 02:02

Калашникова похвасталась роскошной квартирой за 40 миллионов

«Каблучок» - это смешно и приятно

16.06.17, 19:28

«Каблучок» - это смешно и приятно

Галкин показал прелести Пугачевой

15.06.17, 19:16

Галкин показал прелести Пугачевой

Наталья Штурм обнажила грудь и испугала испанцев

09.06.17, 23:14

Наталья Штурм обнажила грудь и испугала испанцев

Пугачеву прооперировали в Москве

07.06.17, 23:00

Пугачеву прооперировали в Москве

Все новости
Копенкина и Калашникова породнятся?
Интрига
Копенкина и Калашникова породнятся?

Прохор Шаляпин не верит в беременность своей бывшей невесты. 

260 17.06.17, 02:24
Андреева вышла из тени
ТВ
Андреева вышла из тени

Телеведущая рассказала о пластике и ботоксе.

148 15.06.17, 02:13
Свежий номер
Откровения звезд
№ 11 (35) в продаже с 13 июня
Архив журнала
Брэд Питт: «Я слишком много пил…»
Дела сердечные
Брэд Питт: «Я слишком много пил…»

Новость о расставании Брэда Питта и Анджелины Джоли долгие месяцы волновала общественность. 

111 15.06.17, 02:05
Миллионеры из Госдумы
Частная жизнь
Миллионеры из Госдумы

Кто самый богатый среди депутатов. 

109 13.06.17, 01:50

Загрузка...

В Киеве дядьки
Частная жизнь
В Киеве дядьки

 Кто еще нашел приют на Украине.

199 11.06.17, 01:02
Измена: казнить или помиловать?
Дела сердечные
Измена: казнить или помиловать?

Звезды – о своем горьком опыте. 

213 10.06.17, 22:54
МЫ В СОЦСЕТЯХ. ПРИСОЕДИНЯЙТЕСЬ!
 

 
 
Вадим Казаченко: «Жертва – это я!»
Скандал
Вадим Казаченко: «Жертва – это я!»

Вадим Казаченко решил публично ответить брошенной жене на все ее претензии.  

606 09.06.17, 22:41
Мария Максакова: Жизнь после смерти
Драма
Мария Максакова: Жизнь после смерти

Спустя два месяца после смерти мужа Мария Максакова впервые вышла в свет - в качестве гостьи конкурса «Евровидение». 

516 08.06.17, 01:25
Певец Шура: Мама, я жду тебя!
Признание
Певец Шура: Мама, я жду тебя!

Он всю жизнь ищет любви собственной матери. А она предает его раз за разом.  

590 08.06.17, 01:16
Елена Бирюкова: Умирать от рака было ужасно страшно…
Драма
Елена Бирюкова: Умирать от рака было ужасно страшно…

Остаться один на один с диагнозом «рак» – такого ужаса и врагу не пожелаешь.  

718 07.06.17, 22:50
Тайное стало явным
Отцы и дети
Тайное стало явным

Кто из звезд в «интересном положении». 

761 07.06.17, 20:17
Возвращение блудного мужа
Дела сердечные
Возвращение блудного мужа

Виталий Гогунский женился на матери своего ребенка. 

229 07.06.17, 20:09
Русские идут!
Засветились
Русские идут!

Наши звезды показали себя в Каннах.

170 06.06.17, 01:54
Кто вы, мистер Малахов?
Звездный час
Кто вы, мистер Малахов?

Кто-то считает «Пусть говорят» зеркалом нашего времени. Кто-то - постановочным спектаклем.  

654 06.06.17, 01:15
Вечная молодость – это реально
Здоровье
Вечная молодость – это реально

Оставайся вечно молодым! С этим девизом наши звезды, похоже, живут последние десятилетия.  

373 30.05.17, 02:01
Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!

Логин:
Пароль:
 
Забыли пароль?