Владимир Меньшов: «Не люблю семьи, где верховодит женщина»

Владимир Меньшов: «Не люблю семьи, где верховодит женщина»

Как на духу 1247 19.11.17, 16:29

Неудобный, колючий, подчас резкий, он не привык выбирать слова и путаться в витиеватых комплиментах.

Сказал как отрезал: ни больше, ни меньше – в самую точку. Жесткий к другим, жестокий к себе. Владимир Меньшов открыто говорит о своих недостатках. Правда, и достоинств скрывать не станет. Что ж, имеет право…

Меньшов-актер – и сегодня один из самых востребованных: по 3-4 фильма в год. Меньшов-режиссер – другой. Выверяет каждый шаг: лучше меньше, да лучше. Всего пять фильмов на счету. Зато какие! Пытались многие, удалось – единицам. Он в числе избранных – «Оскар» тому подтверждение.

«КОГДА МНЕ ДАЛИ «ОСКАР», ВСЕ НАПРЯГЛИСЬ»

– Владимир Валентинович, где же ваш «Оскар»? Говорят, заветная статуэтка занимает в квартире самое видное место.

– Да нет, стоит себе на полочке. В чулан, конечно, не прячу, но и напоказ гостям не выставляю. Откровенно говоря, «Оскар» у меня не вызывает того бешеного восторга, как у других. Конечно, когда приходят корреспонденты или друзья-кинематографисты, обязательно просят показать, подержать. Для них это – как будто поздороваться за руку с кем-то из великих. А я... привык, наверное.

– Ну, это сейчас. А когда только узнали о решении американской Киноакадемии?

– В то время мы имели чрезвычайно скудную информацию. Не понимали, какой степени эта награда. Я, честно говоря, и сейчас не разделяю всеобщую истеричность по поводу «Оскара». Дикие переживания: кто получит, кто не получит. Да плевать!..

А тогда выдвижение моего фильма стало для меня загадкой полнейшей. Однако по моментально изменившемуся ко мне отношению кинематографической элиты я сразу почувствовал, что совершил, так сказать, «неблаговидный» поступок. Люди, понимаешь, жизнь положили, чтобы получить этого самого «Оскара», знали всю подноготную, изучали все списки, лоббировали свои картины, знакомились с иностранными режиссерами... И когда я получил «Оскара», наша киноэлита заметно напряглась – от меня ждали каких-то поступков.

– Боялись, что кого-то подсидите?

– Это сейчас, задним числом я понимаю, что с этим «Оскаром» можно было поставить себя в очень особое положение.

– А вам не удалось?

– Даже и не думал об этом. Но те, видимо, ждали. Вот, представляете, Бондарчук с «Оскаром». Какое положение! В принципе и я мог на это претендовать. Дистанцироваться от кинематографистов, ездить во все страны мира...

– Ну это выгодная позиция.

– Выгодная, но не моя. Это – роль, ее надо взять и играть. Вот женщины, к примеру: выходят замуж и резко меняют имидж. Выходит она за писателя – становится писательской женой. Сразу начинает разбираться в литературе, знает: кто из писателей бездарь, кто – талант. Выходит за академика – становится женой научного работника. Опять-таки со всеми вытекающими отсюда последствиями.

И у мужчин точно такая же игра. Мне это натягивание маски всегда казалось фальшивым, ненужным. Извечная проблема: быть или казаться? Я предпочитал всегда – быть. А когда люди увидели, что эту роль я не играю... Ну что ж, замечательно: ниша пустой никогда не остается – тут же кто-то ее занял.

«ПРО «МОСКВУ» ПОНАЧАЛУ ГОВОРИЛИ: ПОЗОР!»

– Вы сейчас не оправдываетесь, примерив другую маску – маску принципиальности?

– О чем вы говорите?! Вовсе нет... Я ни о чем не жалею. Может, я упустил какой-то карьерный рост. Но я бы тогда не снял «Любовь и голуби», я бы не снял «Ширли-Мырли», я бы не оставался тем же мальчишкой и хулиганом, который все время ставит перед собой какие-то невыполнимые задачи, придумывает что-то, идет на риск...

Да, я не стал официозным художником. Ничего плохого не хочу сказать о Сергее Федоровиче Бондарчуке, но его «Красные колокола» в то время стали неизбежностью. Я выступил тогда на съезде кинематографистов, сказал, что считаю «Красные колокола» крупной неудачей. И это стало для Бондарчука потрясением.

Правда, к моей радости, Сергей Федорович оказался мудрым человеком. Как-то на одном из многочисленных банкетов мы оказались за одним столиком: выпили по рюмке, потом пришли ко мне и долго сидели, разговаривали. Так и помирились.

– Идти против течения для вас – принцип?

– Я вам так скажу. Когда приехал в Москву, меня потрясло то лицемерие, которое царило в театральных кругах. Люди стоят после премьеры и говорят: «Какой ужас! Кошмар!» А стоит только появиться режиссеру – они расплываются в улыбке: «Дорогой, мы тебя поздравляем. Громадный успех!» Наблюдать это своими глазами было тошнотворно. И я практически клятву себе дал, что никогда не буду играть в эти игры...

Конечно, был наивен. Приобрел огромное количество врагов. И дело здесь не только в моем правдоискательстве. Есть люди, которые – ну не выносят правду.

– Что такое зависть людская, узнали в полной мере?

– Да, это было. Когда я привез на «Кинотавр» свою «Зависть богов», схлопотал оглушительную пощечину. Жюри сделало вид, что картины просто не существует. Ничто не было оценено: ни актерская, ни операторская работа, ни музыка. Хорошо, вы можете ненавидеть меня. Но составляющие картины, сделанные по профессии высоко, нельзя было пройти стороной.

– Почему так получилось, как считаете?

– У меня не сложились отношения в кинематографической среде. Все началось как раз с «Москва слезам не верит». Ее не приняли как таковую. И не случись «Оскара», смяли бы картину. Вот перекреститься могу: не дали бы ей дороги. Спустили бы на тормозах до такой степени, что она оказалась бы в числе самых позорных неудач.

Ведь как было первоначально заявлено: «Позор!» Когда картина только вышла, некоторые говорили: «Господи, да это мы на раз можем сделать». И начали делать. Не получилось. Оказывается, в этой простенькой мелодраме есть еще и кусочек хвоста черта, который превращает картину в вечно цветущее дерево жизни.

– За что вас можно не любить, как думаете?

– За многое. Недостатков у меня более чем. Человек я нелегкий, крутой. Кто меня знает, принимает таким, какой я есть, – тем со мной легко и просто. А для малознакомых я – ершистый, колючий. Неудобный.

– Обиду, нанесенную вам, помните долго?

– Не сказал бы. У меня порог болевой достаточно высокий. К сожалению, я понимаю того человека, который пытается меня оскорбить. Вхожу в его положение, понимаю его мотивы и прощаю. Конечно, до определенного предела.

– Обида на Инну Чурикову была из этой серии?

– Да, Чурикова публично призналась, что жалеет о своем участии в «Ширли-Мырли», чем очень серьезно меня задела.

«ВЕРЕ НЕ НУЖНЫ МОИ СОВЕТЫ»

– Супружескую пару Владимир Меньшов – Вера Алентова принято величать не иначе как блестящей. Можно сказать, что вы – идеальная пара?

– Может быть. Думаю, мы близки к понятию «идеальная пара» по причине духовной близости. Мы на этом сошлись. Даже во время перестройки у нас не доходило до ссор. Знаете, как бывало: ей нравится Жириновский, а ему – нет. На этой почве в свое время у многих происходили раздраи в семье.

– Ну, из-за этого ссориться смешно.

– Не смешно. Люди из-за этого разводились. Ну действительно, если бы жена у меня любила Жириновского...

– Неужели бы развелись?

– Нет, но я не знал бы, о чем с ней говорить.

– Вы всегда в одной связке? Друг без друга и шага не сделаете?

– Нет, конечно. Мы существуем по закону комплиментарности, то есть дополняем друг друга. Но когда мне говорят не вмешиваться, я не вмешиваюсь. С Верой сложнее. Говорю ей: не вмешивайся – она все равно вмешивается. Например, она работает над новой ролью в театре – я ничего не узнаю, пока не приду на премьеру. Вера не будет меня ни с кем знакомить, рассказывать о своих сложностях – ей не нужны мои советы. А я прихожу и, как правило, приятно удивляюсь.

– Почему в «Любовь и голуби» для актрисы Веры Алентовой не нашлось роли?

– А она тогда была занята у Райзмана. Вполне возможно, Вера и могла сыграть роль, которую исполнила Гурченко, но я ведь не снимаю картины специально под свою жену. Более того, и в «Москва слезам не верит» Вера не должна была играть. Не откажись Рита Терехова или Ира Купченко – не видать бы Вере роли Катерины. У нас, слава Богу, жизнь вполне автономная. Хотя, справедливости ради, надо сказать, что из тех пяти фильмов, которые я снял, в трех она сыграла.

– На съемочной площадке режиссер всегда главный, это аксиома. У вас дома срабатывает та же формула? Проще говоря, кто в семье главный?

– Это оспаривается бесконечно, но думаю, что я. Не люблю семьи, где верховодит женщина. В этом, мне кажется, есть что-то ущербное.

– Говорите прям как Гоша.

– Возможно, я ведь и себя в него вкладывал. Если говорить по большому счету: я без нее не проживу, а она без меня уж совсем не проживет. И Вера это отлично понимает. Когда я позволяю себе всякого рода излишества – много работаю или много пью, она говорит: «Старик, следи за собой. Не дай бог, что случится – и...»

Женщина должна быть за мужем. Ее нужно защищать. Но не потому, что она слабее, наоборот – сильнее, выживаемее, у нее продолжительность жизни больше. Просто у нее другие функции.

«ВСЕ МОЖЕТ ОБОРВАТЬСЯ В ОДИН МОМЕНТ…»

– Как же тогда быть с вашими словами, что всю мужскую работу по дому выполняет жена, а вы, грубо говоря, и гвоздя толком вбить не можете?

– Ну что тут сказать: согласен. Может, мой отец что-то упустил, что я такой безрукий. Но однажды я разговаривал с Лидой Федосеевой-Шукшиной, и она меня успокоила. Где-то прочитал, что Шукшин своими руками построил матери избу, рассказал об этом Лиде. «Господи, – говорит, – Вася и гвоздя вбить не мог». Знаете, меня это успокоило...

Да, ни черта руками делать не умею. Готовлю вот хорошо – тоже вроде ручная работа. Коронное блюдо – жареная картошка.

– Ну, это простое блюдо.

– Черта с два! Во всяком случае, удержаться никто не может. Это совсем не похоже на картофель-фри. Обыкновенная жареная картошка с луком, а получается – как будто с грибами. Я и плов делаю хороший, супы могу сварить.

– А розетку починить все-таки не сможете?

– Смогу, но в итоге какой-нибудь шуруп обязательно войдет криво. Самое главное, мне наплевать: ну и хрен с ним, что криво. А Вера подойдет и скажет: «Ну как же, господи. На это же смотреть нельзя. Надо развинтить, шуруп новый найти, завернуть...» И делает.

– В нашем разговоре промелькнуло: «Много пью». Для вас это проблема?

– Сейчас не проблема, но свою цистерну я уже выпил. Некоторая зависимость даже была, но я никогда не драматизировал события. Я научился этой зависимостью управлять. И самое главное – не пошел к врачам.

– Вы, как и многие мужчины, считаете, что все болезни придумывают врачи?

– Во всяком случае, что бы врачи ни говорили по этому поводу, все они работают на одном и том же механизме – страх. Врач должен внушить тебе зависимость от себя. А когда становишься зависим, что для творческого человека есть начало гибели, внушает тебе, что без него ты погибнешь. Поэтому врачей стараюсь избегать...

Знаете, сейчас я вступил в возраст большого риска. Все может оборваться в один момент. Совершенно спокойно об этом говорю. Уже начал хоронить людей и моложе себя. Пора подводить итоги...

Фото А. Ломохова,

Б.Кремера,

FOTODOM.RU

Загрузка...
Новости
Ковальчук рассказала о самом важном

15:35

Ковальчук рассказала о самом важном

Вдова Александра Абдулова хочет забрать к себе дочь Началовой

14:23

Вдова Александра Абдулова хочет забрать к себе дочь Началовой

Дочь Пескова пытается свести татуировку

14:03

Дочь Пескова пытается свести татуировку

Высоцкая боится экспериментов

13:41

Высоцкая боится экспериментов

Волочкова всем закрыла рты

13:04

Волочкова всем закрыла рты

Все новости
«Никогда ничего не выбрасывайте!»
Женский взгляд
«Никогда ничего не выбрасывайте!»

Стилист передачи «На 10 лет моложе» рассказала о модных тенденциях.

141 11.03.19, 16:50
Татьяна Устинова: «Самое сексуальное в мужчине – это мозги!»
Женский взгляд
Татьяна Устинова: «Самое сексуальное в мужчине – это мозги!»

Татьяна Устинова нередко делает главными героями своих книг представителей сильного пола. 

64 11.03.19, 15:53
Свежий номер
Откровения звезд
№ 8 (99) в продаже с 17 апреля
Архив журнала
Цой жив!
На слуху
Цой жив!

Вещи рок-кумира уходят за бешеные миллионы. 

47 11.03.19, 15:44
Сексуальная пленница
Признание
Сексуальная пленница

 Наталья Варлей: Гайдай закрыл дверь изнутри и попытался меня поцеловать…

147 03.03.19, 11:18

Загрузка...

Пять месяцев Татьяны Снежиной
Драма
Пять месяцев Татьяны Снежиной

 Она предчувствовала свою смерть…

344 28.02.19, 11:07
Юрий Николаев: «У меня не было проблем с алкоголем. Была любовь, причем взаимная»
Как на духу
Юрий Николаев: «У меня не было проблем с алкоголем. Была любовь, причем взаимная»

11.00 – «Утренняя почта». Ведущий – Юрий Николаев.    

477 06.02.19, 14:02
МЫ В СОЦСЕТЯХ. ПРИСОЕДИНЯЙТЕСЬ!
 

 
 
Арнтгольц и Богатырев: «Да, мы пара!»
Дела сердечные
Арнтгольц и Богатырев: «Да, мы пара!»

Почему же они скрывали свой роман? 

881 06.02.19, 12:54
«Я ей изменил…»
Признание
«Я ей изменил…»

Бывший муж Марины Александровой во всем признался. 

539 06.02.19, 11:48
Жизнь после смерти
Частная жизнь
Жизнь после смерти

Виталий Калоев снова обрел семью. 

1035 29.01.19, 14:31
Юлия Барановская: «Он ударил, и я отлетела на пять метров!»
Признание
Юлия Барановская: «Он ударил, и я отлетела на пять метров!»

Признаться в том, что ты подвергалась домашнему насилию, невероятно сложно.   

616 29.01.19, 11:12
Трагедия в стиле рок
Драма
Трагедия в стиле рок

Крис Кельми убивал себя десятилетиями!

294 29.01.19, 10:22
Новая любовь Петросяна: Я очень хочу детей!
Дела сердечные
Новая любовь Петросяна: Я очень хочу детей!

Ее называли расчетливой и алчной.  

661 29.01.19, 08:16
Бьет – значит любит?
Скандал
Бьет – значит любит?

 Любвеобильный актер Марат Башаров опять избил жену.

326 29.01.19, 01:03
«Сил нет больше терпеть его безобразия!»
Признание
«Сил нет больше терпеть его безобразия!»

Пугачева вычеркнула из жизни родного племянника. 

824 15.01.19, 13:24
«Толстяк» Семчев сбросил 40 кило!
Звездный час
«Толстяк» Семчев сбросил 40 кило!

И очень хочет похудеть еще. 

772 18.12.18, 12:52
Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!

Логин:
Пароль:
 
Забыли пароль?

Мы используем файлы «cookie» для функционирования сайта. Если вас это не устраивает, пожалуйста, покиньте сайт. Политика конфиденциальности