В следующем году легендарной певице исполнится 80 лет. А она даже не думает прощаться со сценой!
В отличие от некоторых, не объявляет то о последнем выступлении, то о концерте-возвращении. Да, признает, что когда-то придется уйти. Но пока предпочитает радоваться жизни. Хотя порой это бывает и непросто…
«ТРЕТИЙ МУЖ ОБМАНЫВАЛ МЕНЯ И МОЮ ПУБЛИКУ»
- Эдита Станиславовна, вы как-то сказали, что собственным девизом считаете песню своего третьего супруга Владимира Полякова на стихи Бориса Дубровина «Я хочу всю жизнь начать сначала»...
- Сразу вас поправлю. Поляков втайне от меня покупал песни, поскольку считал, что все в этой жизни покупается и продается. Хотел, по-видимому, занять нишу Александра Броневицкого (знаменитый композитор, первый муж певицы. - Ред.). На самом деле музыку к той песне, о которой вы говорите, написал очень талантливый музыкант по фамилии Федорков. И он - автор еще десятка композиций, которые Поляков выдавал за свои… Что касается моего жизненного девиза (о чем вы спросили), то это песня Александра Морозова на стихи Михаила Рябинина «А жизнь продолжается». Это была моя «Песня-79». А насчет Полякова еще добавлю. Неправду говорят, будто третий муж ушел от меня - это я от него ушла, узнав, какие неслыханные мифы он вокруг себя выстраивал: обманывал не только меня, но и мою публику. Да, не скрою, перед свадьбой с Поляковым у меня было полно надежд, но я сильно ошиблась. Ужасно, что на шестом десятке связала свою судьбу с таким человеком…
- Тем более, наверное, несправедливо, что альбом «Эдита Пьеха поет песни Владимира Полякова» вышел в 2000 году, а диск «Эдита Пьеха поет песни Александра Броневицкого» лишь 11 лет спустя?
- Мне, в первую очередь, неприятно, что вы провели такую параллель. Броневицкий создал меня. А за диск, изданный в 2000 году, Поляков опять же заплатил, иначе альбом бы не вышел первым. Конечно, факт несправедливый.
«НЕ МОГУ ЗАБЫТЬ СЛОВА ПУГАЧЕВОЙ»
- Эдита Станиславовна, что в мужчинах вы цените больше всего?
- Разум. Глупый мужчина в моих глазах вообще ничего не стоит.
- Как думаете, тяжело пришлось вашим мужьям?
- Не знаю. Это мужей моих надо было спросить. Хотя второй супруг, Геннадий Шестаков, неоднократно причитал: «Я не хочу быть мужем Пьехи». Но и не мог быть таковым, потому что был слишком слаб.
- Если бы сейчас был жив ваш главный наставник Александр Броневицкий, что бы он сказал о нынешней Пьехе?
- Несмотря на то что он был очень требовательным, сейчас я бы ему понравилась. Он бы, полагаю, сказал: «Ты молодец, не состарилась».
- Скажите, а за долгие годы выступлений не устали от жизнерадостной маски, которую все время приходится надевать на сцене?
- А это не маска. Я привыкла радоваться в жизни даже самому пасмурному дню. Случаются, конечно, и у меня серые будни, которые заставляют расстраиваться и плакать. Но я нахожу в себе силы не поддаваться унынию. Несмотря на то что много лет назад я спела песню «Нам рано жить воспоминаниями», именно воспоминания дают мне силы идти по жизни дальше.
- Песни молодых авторов будете включать в свой репертуар?
- Как обычно, охотно. Кстати, когда-то именно со мной начинал творческий путь совсем юный Игорь Николаев. Он написал для меня песню «Этот вечер», которой я иногда открывала концерты, и «Третий звонок». Мы сотрудничали до тех пор, пока Николаев не оказался в более надежных руках Аллы Пугачевой.
- Как-то в 1990-х вы пришли на день рождения Аллы Пугачевой. Вышли на сцену, подарили шикарный букет, сказали много теплых слов. А в ответ услышали несколько пренебрежительное – «Вечная вы наша». Обиделись тогда?
- Я не обиделась, восприняла с деликатностью и холодностью. Но хоть я и стараюсь забывать все плохое и нехороших людей, этот эпизод, как ни пытаюсь, забыть не могу. Еще было очень обидно, когда в тех же 1990-х Борис Ельцин одновременно вручил Пугачевой орден «За заслуги перед Отечеством» второй степени, а мне - четвертой. Хотелось отказаться от награды, но я этого делать не стала.
«СЕГОДНЯШНЯЯ ЭСТРАДА УЖАСАЕТ»
- Сейчас пародию на Пьеху не делает разве что ленивый. Как вы относитесь к подобным выступлениям артистов?
- Очень плохо. Мне совершенно не нравятся пародии на меня, с недавнего времени стараюсь их попросту не смотреть. Удачно изображал меня только пародист Чистяков, впоследствии трагически погибший. Вообще, люди, которые, пусть и от всей души, стараются спеть мои песни как Пьеха, напоминают мне беспомощных котят, играющих с клубочком. А вот к анекдотам про себя, пусть даже и к ругательным, я отношусь очень хорошо.
- Не секрет, что вы часто выступаете в гей-клубах...
- Выступала я в таких заведениях и в Санкт-Петербурге, и в Москве, и в Киеве. И оказываюсь я в гей-клубах неслучайно. Эти люди, как никто, чувствуют и любят Пьеху, они на редкость музыкальные. А их личная жизнь меня не касается.
- Вам случалось работать в сольных концертах под фонограмму?
- Плохо, если артист исполняет под «фанеру» все песни до единой. А если только несколько - почему бы и нет? Так получилось, что в 1998 году к концерту, посвященному заложению моей именной звезды у ГЦКЗ «Россия», готовиться мне было некогда - просто меня поздно поставили в известность о намечаемом торжестве. Поэтому в большинстве номеров я «фанерила», большой эстрадно-симфонический оркестр позади меня делал вид, что играет. А вообще, сделать хорошую фонограмму - тоже большое искусство.
- Почему дочка и внук исполняют так мало ваших песен?
- По какой причине не поет их Илона - понятия не имею. А Стас исполняет три моих песни: «Город детства», «Найди меня» и «Мама». Я тоже пою его произведение - «Возьми мое имя». Но сможет ли Стас продержаться на сцене, как я, 60 лет, сказать не могу; есть ли у него подобный потенциал - не знаю.
- Как же вам удалось?
- Я к этому не стремилась, наоборот, всегда помнила поговорку «Не солнышко - всех не обогреешь». А в результате - сегодняшние молодые люди подходят ко мне на сцене с просьбами спеть песни, на которых они выросли. Задержалась, как видите, очень надолго.
Я - достаточно скромный человек и удивляюсь, как прижилась в сегодняшнем мире шоу-бизнеса. Меня, как человека того времени, когда публика решала все, а не реклама и ни в коем случае не деньги, нынешнее положение дел на эстраде ужасает.
Конечно, эстрада будет существовать и в дальнейшем, но уже совсем в другом качестве. В те времена, когда был «железный занавес», говорили, что эстрада - это цыганщина, не признавали ее, хотя как раз тогда она и являла собой настоящее искусство. Ну а сейчас все наоборот: очень мало вижу представителей эстрадного жанра, которые несут духовность…