Вячеслав Добрынин… Ну, пожалуй, и хватит. Регалии и звания? Да все, какие существуют. Главные хиты? Добрая половина написанного. Количество или качество? Зачем выбирать, если по силам и то, и другое. 25 января Вячеславу Добрынину исполнилось 60 лет. Пенсионный возраст? Только не для него!
- Вячеслав Григорьевич, вы написали больше тысячи песен. Как определяете: эту сам пою, эту отдам другому?
- Из тридцати песен, которые пишу, я пою максимум пять. Например, никогда не стану исполнять гражданскую тематику. Даже «Не сыпь мне соль на рану» мне было петь неловко. Изначально она предназначалась для Коли Расторгуева. Но он тогда был, скажем так, не в форме, позвонила его супруга, сказала, что Коля болен. В результате пришлось петь самому.
- А почему вам было неловко «сыпать соль на рану»?
- Ну, эта песня ниже моего культурного уровня. Я все-таки считаю себя образованным человеком, у меня академическое образование. «Когда-нибудь еще раз позвонишь ты. И я, чтоб мы с тобою стали квиты, тебе отвечу: «Знаешь, третий - лишний!» - быть может, полоснув по ране бритвой…» Кто-то может такое исполнить, а кто-то нет. Ну, будет Кобзон петь «Два кусочека колбаски»? Всерьез? Вот и я такое не мог себе позволить. Седой человек, с бородой… И все-таки у меня образ, от которого ждут какого-то позитива: чего-то эмоционального, душевного…
Решил: ну пусть будет такая шутка. Думал, и люди к «Не сыпь мне соль на рану» отнесутся иронично. Какое там!.. Стадион в Минске, 60 тысяч народу. Идет проигрыш, а мои ребята из группы протягивают мне бинокль - они иногда смотрят в зал, ну девок там рассматривают. Спрашиваю: чего там, телка какая-нибудь? Да нет, говорят, посмотри: там тетки плачут. И вот тогда я подумал: ни фига себе пошутил!
«ДО 25 ЛЕТ Я БЫЛ АНТОНОВЫМ»
- Охотник из «Обыкновенного чуда» больше всех на свете не любил других охотников. А вы, должно быть, терпеть не можете композиторов. Небось, слушаете радио в машине и плюетесь: ну что за дрянь написал этот неуч!
- Почему? Да и потом, мы так редко видимся друг с другом, что ни дружбы особой, ни открытой вражды у нас нет.
- Ну, например, о вашей взаимной нелюбви с Антоновым в свое время было сказано немало. Даже что он якобы чуть ли не силой заставил вас сменить фамилию.
- На самом деле это неправда. Юра очень непростой человек, но у нас с ним как раз абсолютно доброжелательные отношения. Да, он появился раньше, я позже. Поэтому мне пришлось в каком-то смысле идти на попятную. Вообще-то по отцу я - армянин, но армянская фамилия в 1973 году как-то…
- Симонян, да?
- Петросян… До 25 лет я носил фамилию мамы и был Антоновым, а потом из нашей родословной нашел фамилию Добрынин, и очень неплохо с ней себя чувствую. Ну, а как иначе? Разве может быть на эстраде два Тухманова, например? Или два Кобзона могут петь вместе?
- В молодости вы были такой - чуть ли не хиппи: джинсовка, копна длинных волос. По полной программе загружали репертуаром все модные ВИА. А потом вдруг стали отдавать песни официозному Лещенко. Из конъюнктурных соображений?
- В известном смысле - да. Но это не был компромисс, я же параллельно сочинял и для «Веселых ребят». Просто Лева пел «Родную землю», а «Ребята» - «Напиши мне письмо», - разный репертуар. Был у меня и молодежный цикл, я ведь лауреат премии Ленинского комсомола. У меня есть песня «Комсомол - моя судьба», «Я на БАМ уходил комсомольцем» … Все-таки хотел стать не профессиональным хиппарем, а профессиональным композитором.
«НЕ БЫЛ БЫ ЖЕНАТ, МОЖЕТ, С АЛЛОЙ ЧТО И ЗАКРУТИЛОСЬ»
- Скажите, а не жалеете, что Пугачеву в свое время упустили? Спела две ваши песни и к другому композитору подалась.
- Ну и достаточно. Теперь-то я понимаю: нужно было или идти за ней, в ее свите, держать шлейф ее платья, или… У меня не получилось, я в ее свите не остался. К тому же Алла такой человек, она живет периодами. Период Кузьмина, период Челобанова, период Киркорова, период Галкина…
- А период Добрынина у нее был?
- Он был одним из первых. Но мы, говоря о периодах, заглядываем в ее личную жизнь. Я с Аллой общался, не будучи представленным к ее божественному телу. К тому же она дружила с моей первой женой. То есть я не был один - я был с женой, вместе с Аллой.
- То есть только это помешало вам стать «придворным» композитором?
- Ну, если б я был один и без жены, может, у нас какая-то интрижка бы и завязалась.
- А что за конфликт у вас произошел?
- С ней? Никакого. Просто после «Арлекино» она вдруг резко стала суперзвездой, ушла из «Веселых ребят» - вот тогда ей потребовалась свита. И пошло-поехало: Стефанович, Женька Болдин, Орбелян… У нее появились какие-то свои авторы. Потом Резник в свиту вошел, Игорь Николаев…
А познакомились мы в оркестре Лундстрема. Я там играл на гитаре и руководил ансамблем «Лада». У нас выступали разные певцы, и однажды появилась Алла. Худенькая такая, рыженькая, конопатенькая. Стала петь - супер: «Шаляпин в Париже», «Ее молодость с Чистых прудов», потом - «Посидим-поокаем». Мы оба были новичками в оркестре, сразу подружились. Я познакомил ее со своей будущей женой, она меня - с мамой, с папой. Потом мы были вместе в «Веселых ребятах», «Орфее» …
«РОДИЛА ДОЧЬ, А ЧЕРЕЗ ГОД МЫ РАССТАЛИСЬ»
- Не станете отрицать, что поете в основном для женщин?
- А песни для мужчин - это что, солдатские ансамбли? У меня лирика совсем не сопливая, она мужественная… А впрочем, соглашусь - наверное, все-таки больше для женщин.
- Виктор Мережко, сценарист, считается дамским мастером, от и до познавшим женскую душу. Вы того же поля ягода?
- Чтобы в песнях сыпать им соль на рану? Не возьмусь утверждать. Я запел в сорок лет. И, наверное, женщинам был более понятен и близок, чем какой-нибудь мальчишка. Не могу сказать, что делал это сознательно, но…
- Ваши слова: «Я люблю полноватых женщин. Наверное, во мне говорит армянская кровь. Считаю, что у женщины должна хорошо выделяться грудь, а переход от талии к бедрам был чтоб не прямой, а этакий округлый».
- Как кувшинчик.
- Вот именно. Сказано явно со знанием дела. Из чего следует, что опыт богатый?
- Безусловно, очень богатый. Начиная с 14 лет. Сначала с девушками, потом с женщинами…
- Всех помните?
- Только тех, к кому прикипел. Я не хочу вспоминать все, что мне было не дорого. Остается то, где я был очень горяч, очень влюблен и очень любим. И это не может просто так уйти из моей жизни.
- А кто виноват, что с первой семьей не сложилось?
- Никто. Время и мое отсутствие опыта совместной жизни в браке. Я все время жил с мамой, она меня растила без отца, я всегда был маменькин сын - мы были бесконечно вместе. Даже первые гастрольные поездки давались мне с большим трудом, потому что до того я никогда не покидал родительский дом. Мама для меня была все…
- И жена не смогла ее заменить?
- Наверное. Сила любви к матери каким-то образом вытеснила даже мою любовь к Ирине. Женился я в 1974 году, в 1978-м родилась Катька. А уже году в 1979-м мы были практически не вместе. На то время как раз пришелся пик моего успеха, у меня стали выходить пластинки. Нужно было больше времени на себя, я был просто поглощен своей работой. Фактически наша семейная жизнь оказалась жертвой моей внезапной популярности. Я стал реже приходить домой, чаще оставался у мамы. Там я чувствовал себя свободнее: мог заниматься, мог работать, - там я был предоставлен сам себе. Но при этом чувство долга никогда меня не покидало. Я не мог сказать, что забыл, что не приду, что не отдам, не привезу, не сделаю, - все я делал. Но сделав это, всякий раз возвращался к маме.
«У МЕНЯ ЕСТЬ ВНЕБРАЧНЫЙ СЫН»
- Нынешняя жена, тоже Ирина, на сколько вас моложе?
- Первой жены я старше на три года, а второй на-а… на 13 лет.
- Вы действительно познакомились на футболе?
- Ну, во-первых, ее бывший муж - футболист. Фомичев, был такой игрок московского «Динамо». И познакомились мы на «Динамо» - «Торпедо», она туда пришла со своей подругой Наташей, женой «торпедовца» Галайбы. А потом я увидел ее на чествовании Валеры Газзаева (знаменитый футболист и тренер. - Ред.), моего товарища, он тогда вошел в клуб Федотова. Был банкет, мы сидели с Ирой друг напротив друга, потом стали танцевать… Через неделю она переехала ко мне.
- Ваша дочь от первого брака по-прежнему живет в Штатах?
- Да, Катя закончила ВГИК, курс Баталова. Снялась в нескольких фильмах - сериал был такой «Клубничка». Все это она делала для себя, хотела почувствовать себя актрисой. То есть мне казалось, что это не природное, не тяга с детства, а сплошное баловство. Но если бы не брак - Катя вышла замуж за американца, - возможно, она осталась бы в этой среде.
- Теперь она по профессии - жена, мама?
- В том-то и дело - выяснилось, что она в мою маму. Муж, ребенок - вот это главное.
- А вы с Ирой не думали завести своего ребенка?
- Ну… тут скорее надо говорить о возможности или невозможности. Это было возможно. Раньше. Но не произошло…
- Извините, может быть, еще более интимный вопрос. Правда, что у вас есть внебрачный сын?
- М-м-м… Да, так оно и есть. Это было связано с моей поездкой в Сибирь в составе оркестра Лундстрема в 1970 году. Ее звали Светлана, она сидела в первом ряду, смотрела на меня. Очень сильно полюбила, ездила за мной потом по всем городам. Ребенок родился в 1971-м, я знаю. Это было подтверждено многими обстоятельствами: письмами, фактами, приездом сюда той девушки. Но к тому времени я фактически уже был помолвлен со своей первой женой.
- Как сына зовут? Видитесь ли вы с ним? Носит ли он вашу фамилию?
- Я его не видел, только на фотографии: сначала в возрасте 2-3 лет, потом - 18. Его зовут Алик, Альберт. Знаю, что у него самого уже дети есть. А насчет фамилии… Мне ведь тогда было 24 года, еще и Добрыниным-то не был. А потом, мне кажется, он до сих пор не знает, кто его отец. Так Света решила…
Фото Fotodom.ru,
А. Ломохова.