Вячеслав Спесивцев: «Актеры – они как дети…»

Вячеслав Спесивцев: «Актеры – они как дети…»

Судьба 2560 14.04.20, 14:08

Его судьба испещрена самыми невероятными взлетами и самыми жестокими падениями.

Его смешивали с грязью и превозносили до небес. Его запрещали, разрешали и снова запрещали. В конце концов смирились с ним, как с некой неизбежностью…

Режиссера Вячеслава Спесивцева мало кто знает в лицо. Зато вряд ли найдется человек, который ни разу не слышал его фамилию. Поколение 70-х наверняка вспомнит ночные костры у стен Молодежного театра на Красной Пресне. Поколение 80-х — километровые очереди у касс Театра киноактера...

МЕЖДУ ИЛЬИНСКИМ И ЦАРЕВЫМ

Но начиналось все с оглушительного провала, который, казалось бы, раз и навсегда ставил крест на его мечте о театре.

— На вступительные экзамены в Щепкинское училище я пришел последним, — вспоминает Спесивцев. — Смотрю: сидит женщина — пожилая, седая, полусонная. Вдохновенно читаю свою программу... И вдруг она меня прерывает. «Знаешь что, мальчик. Тебе лучше быть инженером». И все! Для меня мир перестал существовать. Удар настолько был силен, что я не стал пробоваться больше ни в один театральный вуз.

Слава решил поступать в Цирковое училище. Все-таки клоун — тоже артист, утешал он сам себя. Как ни странно, его приняли.

Но на третьем курсе в квартире Спесивцева раздался звонок, который перевернул размеренную жизнь начинающего циркача с ног на голову. Звонил его приятель еще по театральной студии Дворца пионеров Витя Татарский, которому с третьей попытки все-таки удалось поступить в «Щепку».

«Слав, — сказал он, — мы сейчас сдаем общий этюд. Знаешь, на какую тему? Цирк. Приди, помоги». Спесивцев и не думал отказываться…

На одной из репетиций худрук курса, знаменитый актер Игорь Ильинский, подозвал к себе едва знакомого паренька и голосом, не терпящим возражений, пробасил: «Спесивцев, хотите у меня учиться? Без экзаменов беру». От волнения Слава еле смог ответить: «Конечно, естественно...»

Уже в конце первого курса Спесивцев получает роль в Малом театре. После каждой репетиции Ильинский говорил: «Спесивцев, пройдемся до моего дома», — однокурсникам оставалось только облизываться.

— Мы идем с ним — все останавливаются, — рассказывает Вячеслав Семенович. — Ильинский же — популярность бешеная! Но после третьего курса Ильинский сказал: «Все, ухожу».

Мы, студенты, влюбленные в него, недоумевали: как, куда?! «А что, — говорит, — я получил профессора, достаточно».

Но кто пришел на курс? Царев — художественный руководитель Малого театра и злейший враг Ильинского. Они не разговаривали друг с другом 25 лет. Из-за того, что одному казалось, что этот предал Мейерхольда, а другому — что тот. И уже давно бы съели друг друга, не будь они такими великими.

При первом знакомстве Царев долго вглядывался в каждого из студентов своего курса: Иванов... Петров... Сидоров... Спесивцев... И тут Слава услышал, как один из педагогов прошептал на ухо Цареву: «Любимчик Ильинского». «Все, — подумал Спесивцев, — жизнь кончена». Только что он переиграл весь репертуар Ильинского, перед ним открывалось блестящее будущее... И тут все в одночасье рушится.

ЛЮБИМОВ И ВЫСОЦКИЙ

Но Вячеслав особо и не рвался в Малый. С его величественными, но все-таки застывшими формами. Спесивцеву хотелось движения, модерна, театрального эксперимента. И он пошел к Любимову на Таганку. Тем более тот сразу сказал: «Я возьму тебя как артиста, как постановщика пантомимы... и, может быть, даже как режиссера». «Как режиссера» — в этих словах для Спесивцева звучала особая магия.

— На Таганке все вроде бы складывалось неплохо. Играл в «Пугачеве», «Гамлете», «Павших и живых», «Антимирах», «Десять дней, которые потрясли мир»... Но я обнаглел настолько, что внутри популярнейшего тогда Театра на Таганке стал создавать свою труппу, - улыбается Спесивцев - Принес пьесу, предложил нескольким ведущим актерам сделать свой спектакль...

Любимов узнал, вызвал. «Ты чего, с ума сошел?! При мне?!» — «Но вы же мне не даете», — говорю виновато.

Не один раз я приносил Любимову новые пьесы с просьбой хоть что-нибудь поставить самому. Ответ всегда был один и тот же: «Подожди». Год «подожди», два «подожди»... Как-то, помню, сказал Валерке Золотухину: «Я уйду из театра». От удивления он только вытаращил на меня глаза.

Но Спесивцев ушел. Друзья-таганковцы — Золотухин, Высоцкий — как могли, отговаривали его от поспешного шага: «Слава, ты идешь из популярнейшего театра, и куда — во Дворец пионеров. Ты с ума сошел!»

Юрий Любимов, Владимир Высоцкий, Вячеслав Спесивцев

«ЧЕРЕЗ НЕДЕЛЮ СТАНЕШЬ ЗНАМЕНИТЫМ»

— Первый спектакль — «Восхождение». И фиаско полное! — хватается за голову Спесивцев. — Кому-то из начальства пришло в голову показать премьеру в день последнего звонка. Пришли полупьяные школьники: спектакль им по фигу, в зале стоит гогот. Я подумал: мое искусство им попросту не нужно. Все — крах, конец, жизнь закончилась!

Но параллельно я ставил еще один спектакль — «Ромео и Джульетта». На грани отчаяния набираю номер своего учителя — Ильинского. «Придите, — говорю, — пожалуйста, посмотрите спектакль. Если скажете — плохо, вообще закончу с режиссурой». Ильинский долго сопротивлялся: «И не упрашивай, не пойду. А если не понравится — я же тебе скажу все». — «А мне надо, чтобы вы сказали все».

Ильинский пришел, посмотрел и сказал только одно: «Так, если я дозвонюсь до одного человека, через неделю ты станешь самым популярным режиссером страны». Надо было знать Ильинского: уж если он чего-то сказал — сделает обязательно.

Через месяц Вячеславу позвонила Галина Кожухова, зав. театральным отделом «Правды». «Спесивцев, — прорычала она в трубку, — ну достал меня народный артист Игорь Ильинский. Если бы я его так не уважала — послала бы к чертовой матери. Что ты там сотворил? Какую «Ромео и Джульетту»? Запомни: если мне не понравится, ух-х, что я с тобой сделаю».

Посмотрев спектакль, Кожухова сказала: «Нет, через неделю ты знаменитым не станешь. Через две».

После публикации в центральном печатном органе КПСС началась слава. Со всей Москвы, со всей страны народ повалил смотреть его «Ромео и Джульетту», где на одной сцене появлялось сразу четыре 16-летних Ромео и столько же 14-летних Джульетт. Кожухова стала водить на спектакли Спесивцева всю московскую элиту, начались первые зарубежные гастроли. Но тут-то у молодого и удачливого режиссера голова и закружилась.

Спектакль Вячеслава Спесивцева

— Любовь, — вздыхает Вячеслав Семенович. — До того же я все время занимался только театром, и мне было совсем не до любви. Да и молодежь моя вся перевлюблялась. Это же естественно, нормально — всем по 17-18 лет. Но начальство: «Как я, руководитель, допустил?!» В общем, обвинили в аморалке и безнравственности. И в конце концов уволили.

ГНЕВ И ВОСХИЩЕНИЕ МАРКЕСА

В 1976 году Спесивцеву дали жэковский клуб, всего на сто мест. Впоследствии ставший знаменитым Молодежным театром на Красной Пресне. Там он впервые поставил «Я пришел дать вам волю» Шукшина, «Прощание с Матерой» Распутина, «Аты-баты, шли солдаты» Васильева.

Чтобы достать билеты «на Спесивцева», народ записывался в очередь за месяц до спектакля. Зимой люди ночевали прямо возле касс, жгли костры. А закончилось все это спектаклем по Маркесу «Сто лет одиночества».

Несколько лет спустя он встретится с Маркесом. Это было в 1986-м. Знаменитый колумбийский писатель приехал на Московский кинофестиваль. После запланированной встречи с генсеком Горбачевым Маркес вышел на пресс-конференцию и с ходу огорошил журналистов: «Если вы сейчас начнете меня спрашивать, о чем мы говорили с Горбачевым, тут же уйду. Давайте говорить о жизни, о законе в вашей стране, о беззаконии... Что случилось? Почему вы так поступаете с Маркесом?» Народ зашумел, никто не понял, в чем дело. А писатель продолжал: «Здесь в Москве идет «Сто лет одиночества». И без разрешения автора! Да я под суд отдам этого человека!»

На следующий день Спесивцеву позвонил Серго Микоян, главный редактор журнала «Латинская Америка»: «У нас Маркес в гостях, требует тебя».

Вячеслав Спесивцев с Габриэлем Гарсиа Маркесом

— Ну что делать, еду, — вспоминает Вячеслав Семенович. — Сейчас, думаю, Маркесу покажем спектакль - и будь что будет. Еле уговорил его заехать в театр на 15 минут. Маркес приехал, но вместо 15 минут просидел у нас три часа. После спектакля он подошел ко мне и сказал: «Ты гений!» «Напишите, что разрешаете ставить свой роман», — протягиваю ему официальный бланк.

Маркес поморщился: «Не интересно. У вас есть моя книжка?» — «Конечно». Даю ему русское издание его романа «Сто лет одиночества», на форзаце которого он пишет: «Разрешаю ставить мои произведения, но только Спесивцеву, и только в его театре».

СТРОПТИВАЯ МОРДЮКОВА

В 1989 году его бросили на растерзание в Театр киноактера. Полная противоположность Молодежному театру с его 13-18-летними артистами-подростками. Куда там — звезда на звезде: Крючков, Глузский, Мордюкова, Ладынина, Пуговкин, Вицин... Всего 244 артиста.

Там Спесивцеву, по его словам, было одновременно и весело, и страшно. Но вспоминает о годах, проведенных в Театре киноактера, он всегда с удовольствием.

— Мордюкова... Классная артистка. А боялась сцены. Говорила: «Я тебе 20 дублей в кинокамеру сыграю, а сцены боюсь». Она играла у меня в «Бесах» главную роль.

Однажды после первого действия ко мне вбегает помреж со словами: «Все, не можем дальше играть». Спрашиваю: «Что случилось?» — «Ушла Нонна Мордюкова». — «Куда?» — «Не знаю, ушла, и все».

Что делать, ума не приложу. И тут вспоминаю: рядом с Театром киноактера живет Татьяна Конюхова. Говорю: «Мы успеем. А вдруг она дома». Позвонили — дома. Но говорит: «Я не буду играть. Как это, только что играла одна артистка, и тут я». — «Таня, — умоляю ее, — а ты в пол-оборота, спиной...» В общем, уговорил.

На следующий день знаменитый критик Лев Анненский написал: «Все-таки что такое актерское мастерство. Первое действие — Мордюкова: шикарные мизансцены, открытое лицо, величественно русское... Во втором действии Спесивцев поставил ее в такое положение! Она почти не поворачивалась к залу. И все равно Мордюкова была великолепна».

Нет, это были грандиозные артисты: они меня и любили, и ненавидели. Не всем же доставались роли. Каждую неделю Олег Стриженов дарил мне железного слона, которого ему презентовали в Индии за картину «Хождение за три моря». Приходил, говорил: «Ты гений!» — и ставил мне на стол фигурку. Как только ссорились, заходил без стука в кабинет и забирал обратно. Они как дети…

Как ни интересно было в Театре киноактера, но без своего главного детища — Молодежного театра — Спесивцев уже не мог. И ушел. Сегодня, как и 30 лет назад, на спектаклях режиссера не бывает свободных мест…

Читайте нас в Дзене

Загрузка...

Читайте также

Чтобы помнилиНеизвестный Ефремов

4393 06.11.17, 11:34

НовостиГришаева похвасталась двором своего дома в Черногории

2934 01.07.17, 17:05

Новости
Уилл Смит может быть исключен из киноакадемии

31.03.22, 09:32

Уилл Смит может быть исключен из киноакадемии

Марат Башаров исполнит роль в балете

31.03.22, 09:14

Марат Башаров исполнит роль в балете

С певицы Жасмин хотят взыскать 300 миллионов рублей

30.03.22, 10:08

С певицы Жасмин хотят взыскать 300 миллионов рублей

Артистам и музыкантам во время простоя обещают минимальный доход

29.03.22, 10:21

Артистам и музыкантам во время простоя обещают минимальный доход

Аршавин переживает, что его бывшая жена

25.03.22, 10:38

Аршавин переживает, что его бывшая жена "неадекватная"

Все новости
Артишоки без шока и черемша без яда!
Кухня
Артишоки без шока и черемша без яда!

Как выбрать овощи и фрукты по сезону?

2575 06.04.22, 15:12
«Надо быть уступчивой, солнышко...»
Скандал
«Надо быть уступчивой, солнышко...»

 Звезду советского экрана обвиняют в домогательствах и изнасилованиях

3342 31.03.22, 18:28
Лев Прыгунов: «Меня дважды вербовали в КГБ»
Как на духу
Лев Прыгунов: «Меня дважды вербовали в КГБ»

 Летом 1961 года у 22-летнего студента Ленинградского института театра, музыки и кинематографии Левы Прыгунова был первый съемочный день.

2870 31.03.22, 17:35
Вторая «Комбинация»
Частная жизнь
Вторая «Комбинация»

50-летняя Татьяна Иванова рассказала о личной жизни и недавней пластической операции

2841 31.03.22, 15:45

Загрузка...

Куда пропал Челобанов?
Частная жизнь
Куда пропал Челобанов?

 Бывшему любовнику Пугачевой исполнилось 60 лет

2801 30.03.22, 19:05
Высокие отношения!
Частная жизнь
Высокие отношения!

 Дочь Зюганова развелась, а внук Ельцина наконец женится!

2781 30.03.22, 18:22
МЫ В СОЦСЕТЯХ. ПРИСОЕДИНЯЙТЕСЬ!
 

 
 
Торгует откровениями от безысходности?
Признание
Торгует откровениями от безысходности?

 У Елены Прокловой проблемы с деньгами

3110 30.03.22, 17:45
Нехороший человек - «редиска»!
Кухня
Нехороший человек - «редиска»!

Как выбрать самый ранний корнеплод?

2467 30.03.22, 16:49
Сын Владимира Конкина: «Отец стрелял в меня в упор!»
Признание
Сын Владимира Конкина: «Отец стрелял в меня в упор!»

Владимир Конкин отрекся от сына, бросил внучку-сироту и предал единственную дочь...

2889 30.03.22, 15:53
«Он просто нагадил на всех нас!»
Скандал
«Он просто нагадил на всех нас!»

Новые «Сваты»: российские актеры против Кикабидзе

4035 11.03.22, 17:21
«Если б не Поля, мы с сыном оказались бы на улице!»
Частная жизнь
«Если б не Поля, мы с сыном оказались бы на улице!»

Пелагея помогает первой жене Телегина, у которой нет денег заплатить за коммуналку

3456 11.03.22, 16:31
Гоген Солнцев: «Такого от старухи я не ожидал!»
Дела сердечные
Гоген Солнцев: «Такого от старухи я не ожидал!»

Жена-пенсионерка сама от него сбежала!

3533 11.03.22, 11:45
Случайный шедевр
Тайны советского кино
Случайный шедевр

«За двумя зайцами»: как снимали культовую комедию

4155 18.02.22, 18:50
Готовим с Алексеем Зиминым плюшки с творожной начинкой... и не только
Кухня
Готовим с Алексеем Зиминым плюшки с творожной начинкой... и не только

4079 18.02.22, 17:12
Они вообще в школе-то учились?
Шоу-бизнес
Они вообще в школе-то учились?

Нынешние звезды не знают, кто написал «Отцы и дети» и какая фамилия у мужа Крупской!

4107 18.02.22, 16:33
Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!

Логин:
Пароль:
 
Забыли пароль?

Мы используем файлы «cookie» для функционирования сайта. Если вас это не устраивает, пожалуйста, покиньте сайт. Политика конфиденциальности