Вячеслав Спесивцев: «Актеры – они как дети…»

Вячеслав Спесивцев: «Актеры – они как дети…»

Судьба 642 14.04.20, 14:08

Его судьба испещрена самыми невероятными взлетами и самыми жестокими падениями.

Его смешивали с грязью и превозносили до небес. Его запрещали, разрешали и снова запрещали. В конце концов смирились с ним, как с некой неизбежностью…

Режиссера Вячеслава Спесивцева мало кто знает в лицо. Зато вряд ли найдется человек, который ни разу не слышал его фамилию. Поколение 70-х наверняка вспомнит ночные костры у стен Молодежного театра на Красной Пресне. Поколение 80-х — километровые очереди у касс Театра киноактера...

МЕЖДУ ИЛЬИНСКИМ И ЦАРЕВЫМ

Но начиналось все с оглушительного провала, который, казалось бы, раз и навсегда ставил крест на его мечте о театре.

— На вступительные экзамены в Щепкинское училище я пришел последним, — вспоминает Спесивцев. — Смотрю: сидит женщина — пожилая, седая, полусонная. Вдохновенно читаю свою программу... И вдруг она меня прерывает. «Знаешь что, мальчик. Тебе лучше быть инженером». И все! Для меня мир перестал существовать. Удар настолько был силен, что я не стал пробоваться больше ни в один театральный вуз.

Слава решил поступать в Цирковое училище. Все-таки клоун — тоже артист, утешал он сам себя. Как ни странно, его приняли.

Но на третьем курсе в квартире Спесивцева раздался звонок, который перевернул размеренную жизнь начинающего циркача с ног на голову. Звонил его приятель еще по театральной студии Дворца пионеров Витя Татарский, которому с третьей попытки все-таки удалось поступить в «Щепку».

«Слав, — сказал он, — мы сейчас сдаем общий этюд. Знаешь, на какую тему? Цирк. Приди, помоги». Спесивцев и не думал отказываться…

На одной из репетиций худрук курса, знаменитый актер Игорь Ильинский, подозвал к себе едва знакомого паренька и голосом, не терпящим возражений, пробасил: «Спесивцев, хотите у меня учиться? Без экзаменов беру». От волнения Слава еле смог ответить: «Конечно, естественно...»

Уже в конце первого курса Спесивцев получает роль в Малом театре. После каждой репетиции Ильинский говорил: «Спесивцев, пройдемся до моего дома», — однокурсникам оставалось только облизываться.

— Мы идем с ним — все останавливаются, — рассказывает Вячеслав Семенович. — Ильинский же — популярность бешеная! Но после третьего курса Ильинский сказал: «Все, ухожу».

Мы, студенты, влюбленные в него, недоумевали: как, куда?! «А что, — говорит, — я получил профессора, достаточно».

Но кто пришел на курс? Царев — художественный руководитель Малого театра и злейший враг Ильинского. Они не разговаривали друг с другом 25 лет. Из-за того, что одному казалось, что этот предал Мейерхольда, а другому — что тот. И уже давно бы съели друг друга, не будь они такими великими.

При первом знакомстве Царев долго вглядывался в каждого из студентов своего курса: Иванов... Петров... Сидоров... Спесивцев... И тут Слава услышал, как один из педагогов прошептал на ухо Цареву: «Любимчик Ильинского». «Все, — подумал Спесивцев, — жизнь кончена». Только что он переиграл весь репертуар Ильинского, перед ним открывалось блестящее будущее... И тут все в одночасье рушится.

ЛЮБИМОВ И ВЫСОЦКИЙ

Но Вячеслав особо и не рвался в Малый. С его величественными, но все-таки застывшими формами. Спесивцеву хотелось движения, модерна, театрального эксперимента. И он пошел к Любимову на Таганку. Тем более тот сразу сказал: «Я возьму тебя как артиста, как постановщика пантомимы... и, может быть, даже как режиссера». «Как режиссера» — в этих словах для Спесивцева звучала особая магия.

— На Таганке все вроде бы складывалось неплохо. Играл в «Пугачеве», «Гамлете», «Павших и живых», «Антимирах», «Десять дней, которые потрясли мир»... Но я обнаглел настолько, что внутри популярнейшего тогда Театра на Таганке стал создавать свою труппу, - улыбается Спесивцев - Принес пьесу, предложил нескольким ведущим актерам сделать свой спектакль...

Любимов узнал, вызвал. «Ты чего, с ума сошел?! При мне?!» — «Но вы же мне не даете», — говорю виновато.

Не один раз я приносил Любимову новые пьесы с просьбой хоть что-нибудь поставить самому. Ответ всегда был один и тот же: «Подожди». Год «подожди», два «подожди»... Как-то, помню, сказал Валерке Золотухину: «Я уйду из театра». От удивления он только вытаращил на меня глаза.

Но Спесивцев ушел. Друзья-таганковцы — Золотухин, Высоцкий — как могли, отговаривали его от поспешного шага: «Слава, ты идешь из популярнейшего театра, и куда — во Дворец пионеров. Ты с ума сошел!»

Юрий Любимов, Владимир Высоцкий, Вячеслав Спесивцев

«ЧЕРЕЗ НЕДЕЛЮ СТАНЕШЬ ЗНАМЕНИТЫМ»

— Первый спектакль — «Восхождение». И фиаско полное! — хватается за голову Спесивцев. — Кому-то из начальства пришло в голову показать премьеру в день последнего звонка. Пришли полупьяные школьники: спектакль им по фигу, в зале стоит гогот. Я подумал: мое искусство им попросту не нужно. Все — крах, конец, жизнь закончилась!

Но параллельно я ставил еще один спектакль — «Ромео и Джульетта». На грани отчаяния набираю номер своего учителя — Ильинского. «Придите, — говорю, — пожалуйста, посмотрите спектакль. Если скажете — плохо, вообще закончу с режиссурой». Ильинский долго сопротивлялся: «И не упрашивай, не пойду. А если не понравится — я же тебе скажу все». — «А мне надо, чтобы вы сказали все».

Ильинский пришел, посмотрел и сказал только одно: «Так, если я дозвонюсь до одного человека, через неделю ты станешь самым популярным режиссером страны». Надо было знать Ильинского: уж если он чего-то сказал — сделает обязательно.

Через месяц Вячеславу позвонила Галина Кожухова, зав. театральным отделом «Правды». «Спесивцев, — прорычала она в трубку, — ну достал меня народный артист Игорь Ильинский. Если бы я его так не уважала — послала бы к чертовой матери. Что ты там сотворил? Какую «Ромео и Джульетту»? Запомни: если мне не понравится, ух-х, что я с тобой сделаю».

Посмотрев спектакль, Кожухова сказала: «Нет, через неделю ты знаменитым не станешь. Через две».

После публикации в центральном печатном органе КПСС началась слава. Со всей Москвы, со всей страны народ повалил смотреть его «Ромео и Джульетту», где на одной сцене появлялось сразу четыре 16-летних Ромео и столько же 14-летних Джульетт. Кожухова стала водить на спектакли Спесивцева всю московскую элиту, начались первые зарубежные гастроли. Но тут-то у молодого и удачливого режиссера голова и закружилась.

Спектакль Вячеслава Спесивцева

— Любовь, — вздыхает Вячеслав Семенович. — До того же я все время занимался только театром, и мне было совсем не до любви. Да и молодежь моя вся перевлюблялась. Это же естественно, нормально — всем по 17-18 лет. Но начальство: «Как я, руководитель, допустил?!» В общем, обвинили в аморалке и безнравственности. И в конце концов уволили.

ГНЕВ И ВОСХИЩЕНИЕ МАРКЕСА

В 1976 году Спесивцеву дали жэковский клуб, всего на сто мест. Впоследствии ставший знаменитым Молодежным театром на Красной Пресне. Там он впервые поставил «Я пришел дать вам волю» Шукшина, «Прощание с Матерой» Распутина, «Аты-баты, шли солдаты» Васильева.

Чтобы достать билеты «на Спесивцева», народ записывался в очередь за месяц до спектакля. Зимой люди ночевали прямо возле касс, жгли костры. А закончилось все это спектаклем по Маркесу «Сто лет одиночества».

Несколько лет спустя он встретится с Маркесом. Это было в 1986-м. Знаменитый колумбийский писатель приехал на Московский кинофестиваль. После запланированной встречи с генсеком Горбачевым Маркес вышел на пресс-конференцию и с ходу огорошил журналистов: «Если вы сейчас начнете меня спрашивать, о чем мы говорили с Горбачевым, тут же уйду. Давайте говорить о жизни, о законе в вашей стране, о беззаконии... Что случилось? Почему вы так поступаете с Маркесом?» Народ зашумел, никто не понял, в чем дело. А писатель продолжал: «Здесь в Москве идет «Сто лет одиночества». И без разрешения автора! Да я под суд отдам этого человека!»

На следующий день Спесивцеву позвонил Серго Микоян, главный редактор журнала «Латинская Америка»: «У нас Маркес в гостях, требует тебя».

Вячеслав Спесивцев с Габриэлем Гарсиа Маркесом

— Ну что делать, еду, — вспоминает Вячеслав Семенович. — Сейчас, думаю, Маркесу покажем спектакль - и будь что будет. Еле уговорил его заехать в театр на 15 минут. Маркес приехал, но вместо 15 минут просидел у нас три часа. После спектакля он подошел ко мне и сказал: «Ты гений!» «Напишите, что разрешаете ставить свой роман», — протягиваю ему официальный бланк.

Маркес поморщился: «Не интересно. У вас есть моя книжка?» — «Конечно». Даю ему русское издание его романа «Сто лет одиночества», на форзаце которого он пишет: «Разрешаю ставить мои произведения, но только Спесивцеву, и только в его театре».

СТРОПТИВАЯ МОРДЮКОВА

В 1989 году его бросили на растерзание в Театр киноактера. Полная противоположность Молодежному театру с его 13-18-летними артистами-подростками. Куда там — звезда на звезде: Крючков, Глузский, Мордюкова, Ладынина, Пуговкин, Вицин... Всего 244 артиста.

Там Спесивцеву, по его словам, было одновременно и весело, и страшно. Но вспоминает о годах, проведенных в Театре киноактера, он всегда с удовольствием.

— Мордюкова... Классная артистка. А боялась сцены. Говорила: «Я тебе 20 дублей в кинокамеру сыграю, а сцены боюсь». Она играла у меня в «Бесах» главную роль.

Однажды после первого действия ко мне вбегает помреж со словами: «Все, не можем дальше играть». Спрашиваю: «Что случилось?» — «Ушла Нонна Мордюкова». — «Куда?» — «Не знаю, ушла, и все».

Что делать, ума не приложу. И тут вспоминаю: рядом с Театром киноактера живет Татьяна Конюхова. Говорю: «Мы успеем. А вдруг она дома». Позвонили — дома. Но говорит: «Я не буду играть. Как это, только что играла одна артистка, и тут я». — «Таня, — умоляю ее, — а ты в пол-оборота, спиной...» В общем, уговорил.

На следующий день знаменитый критик Лев Анненский написал: «Все-таки что такое актерское мастерство. Первое действие — Мордюкова: шикарные мизансцены, открытое лицо, величественно русское... Во втором действии Спесивцев поставил ее в такое положение! Она почти не поворачивалась к залу. И все равно Мордюкова была великолепна».

Нет, это были грандиозные артисты: они меня и любили, и ненавидели. Не всем же доставались роли. Каждую неделю Олег Стриженов дарил мне железного слона, которого ему презентовали в Индии за картину «Хождение за три моря». Приходил, говорил: «Ты гений!» — и ставил мне на стол фигурку. Как только ссорились, заходил без стука в кабинет и забирал обратно. Они как дети…

Как ни интересно было в Театре киноактера, но без своего главного детища — Молодежного театра — Спесивцев уже не мог. И ушел. Сегодня, как и 30 лет назад, на спектаклях режиссера не бывает свободных мест…

Загрузка...

Читайте также

Неизвестный Ефремов
Чтобы помнилиНеизвестный Ефремов

2592 06.11.17, 11:34

Гришаева похвасталась двором своего дома в Черногории
НовостиГришаева похвасталась двором своего дома в Черногории

2365 01.07.17, 17:05

Новости
Сын Елены Яковлевой захотел оставить мать без внуков

28.05.20, 13:50

Сын Елены Яковлевой захотел оставить мать без внуков

Заболевшая коронавирусом Мария Погребняк пожаловалась на врачей

26.05.20, 12:26

Заболевшая коронавирусом Мария Погребняк пожаловалась на врачей

Бывший муж Лолиты попал в больницу с серьёзными травмами

21.05.20, 21:14

Бывший муж Лолиты попал в больницу с серьёзными травмами

Экс-возлюбленная Ивана Жидкова объяснила, почему не даёт актёру видеться с сыном

19.05.20, 17:01

Экс-возлюбленная Ивана Жидкова объяснила, почему не даёт актёру видеться с сыном

Татьяна Навка рассказала о лечении от коронавируса

14.05.20, 14:20

Татьяна Навка рассказала о лечении от коронавируса

Все новости
Вместе и навсегда!
Дела сердечные
Вместе и навсегда!

Как им удалось столько лет прожить в одном браке?

82 03.06.20, 14:05
Трубач переболел коронавирусом два года назад!
Здоровье
Трубач переболел коронавирусом два года назад!

У Пригожина был свиной грипп, а у Мясникова – Эбола!

114 02.06.20, 08:45
Пугачеву подняли на смех, а Ротару плакала в гримерке
Шоу-бизнес
Пугачеву подняли на смех, а Ротару плакала в гримерке

С чего началась вражда между Аллочкой и Сонечкой

160 01.06.20, 18:06
Доктор Мясников: Угроза человечеству №1
Здоровье
Доктор Мясников: Угроза человечеству №1

Мы все боимся атомной войны, злых пришельцев, астероидов, восстаний и техногенных катастроф.

134 01.06.20, 17:02

Загрузка...

Вирус не пройдет!
Здоровье
Вирус не пройдет!

Как снять злосчастную корону?

168 31.05.20, 10:22
Пока все дома
Частная жизнь
Пока все дома

Киркоров распродает шмотки, Плющенко и Рудковская танцуют, а Собчак наконец познала материнство.

205 30.05.20, 10:27
МЫ В СОЦСЕТЯХ. ПРИСОЕДИНЯЙТЕСЬ!
 

 
 
Их зацепила «корона»
На слуху
Их зацепила «корона»

Бабкина была в коме 10 дней, а Васильева сбежала из больницы.

197 30.05.20, 10:09
Интарс Бусулис: «Главное – не переедать!»
Кухня
Интарс Бусулис: «Главное – не переедать!»

Певец рассказал о своих пристрастиях и ограничениях в еде.

271 28.05.20, 10:52
Александр Демидов:  «Я - мясоед. А вот от хлеба отказался!»
Кухня
Александр Демидов: «Я - мясоед. А вот от хлеба отказался!»

Актер «Квартета И» поделился своими кулинарными рецептами и опытом борьбы с лишним весом

275 27.05.20, 12:51
Лимон на миллион!
Кухня
Лимон на миллион!

 Как выбрать правильный цитрус? Жать, мять и резать! 

267 27.05.20, 08:45
Федерико Арнальди: «Важно не только, что ты ешь. Еще -  где и с кем!»
Кухня
Федерико Арнальди: «Важно не только, что ты ешь. Еще - где и с кем!»

Единственное, чего я, наверное, не пойму никогда - это хрен! Он, по-моему, относится к отдельной категории остроты под названием «Удар в лицо со слезами»

295 26.05.20, 13:45
Песня-82: Звездный час Толкуновой и «Старинные часы»
Шоу-бизнес
Песня-82: Звездный час Толкуновой и «Старинные часы»

Что осталось за кадром главного музыкального конкурса страны.

314 26.05.20, 11:28
Звезды против ботокса!
Здоровье
Звезды против ботокса!

 У Поверенновой иммунитет, а Воробей никогда больше не будет колоться

292 26.05.20, 09:43
Худеем легко и красиво
Здоровье
Худеем легко и красиво

 Практические советы

309 25.05.20, 17:39
Старый муж лучше новых двух
Дела сердечные
Старый муж лучше новых двух

Звезды, которые после развода вновь сочетались браком со своими бывшими.

514 19.05.20, 14:31
Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!

Логин:
Пароль:
 
Забыли пароль?

Мы используем файлы «cookie» для функционирования сайта. Если вас это не устраивает, пожалуйста, покиньте сайт. Политика конфиденциальности