Фильм «Движение вверх» побил все рекорды в прокате – во время показа в залах натурально не было свободных мест.
Однако в бочке меда оказалась огромная ложка дегтя. В виде скандала. Вдовы двух олимпийских чемпионов, которые показаны в картине, подали в суд на создателей ленты. Кто виноват, кто прав?..
О ЧЕМ КИНО
1970 год. У советской сборной по баскетболу меняется главный тренер. Новый наставник на пресс-конференции сообщает о глобальной цели – на предстоящих Олимпийских играх в Мюнхене обыграть сборную США. В успех этого предприятия никто не верит. Однако в 1972 году советским игрокам удается вырвать победу. Исход игры решают последние три секунды матча и бросок Александра Белова, который стал легендарным.
Сняла картину студия «ТРИТЭ» Никиты Михалкова. Сценарной основой стала книга одного из игроков той «золотой» сборной –Сергея Белова (с Александром они не родственники – однофамильцы). Консультантами выступили еще один олимпийский чемпион Иван Едешко и сын Сергея Белова… Впрочем, чаще всего (и примеров тому множество) продюсеры и режиссер, вежливо выслушав консультантов-профессионалов, в итоге поступают по-своему. Ради своей цели. А она такова: повернуть события в сценарии и на экране таким образом, чтобы выбить у зрителя слезу. Закон драматургии. С которым как будто не поспоришь…
ВДОВЬИ СЛЕЗЫ
«Они через нас перешагнули», – заявляют вдовы Александра Белова и тренера Владимира Кондрашина. Последний, которого сыграл Владимир Машков, в картине носит фамилию Гаранжин – именно потому, что вдова не разрешила использовать реальное имя. Настоящий Кондрашин не спекулировал валютой, никаких денег на операцию не собирал... Его сын действительно страдал ДЦП, но о хирургическом вмешательстве не было и речи, к тому же на момент мюнхенской Олимпиады Кондрашин-младший был уже взрослым человеком, а не ребенком, как показано в фильме. Да и обнародование самого факта болезни радости семье тренера, мягко говоря, не доставило.
– Представители кинокомпании присылали нам (с Александрой Овчинниковой – вдовой Белова. – Ред.) сценарий. Мы просили внести некоторые изменения. Внесено ничего не было! Только моему мужу изменили фамилию, – говорит Евгения Кондрашина.
– Мне плакать хочется, – добавляет Овчинникова.
«НА БЕЛОВА ОН СОВСЕМ НЕ ПОХОЖ»
– Каким на самом деле был Александр Белов? – переспрашивает знаменитый советский баскетболист Сергей Тараканов. – Моя спортивная карьера тогда, в середине 1970-х, только начиналась. А Белов был в зените славы. Безусловно, невероятно талантливый баскетболист. В 1972-м ему было всего 21, но выглядел «ветеран-ветеранычем», купался во всеобщем внимании. Киногерой на реального Белова вообще не похож. Тот, что на экране, какой-то… тихий, малозаметный. Александр же цену себе знал. Был темпераментным, взрывным. Безусловным лидером в команде.
Каким был Кондрашин? Большой тренер. Интуитивно чувствовал, как вести игру. Мастер стратегии. Бессребреник – никогда ничего не просил, не выбивал. Не был столь близок с игроками, как показали в кино. Ни в какую Грузию на свадьбу, конечно же, с ними не летал. Неточностей много. Я бы вообще предложил смотреть этот фильм как красивую сказку о баскетболе. И не относиться всерьез.
– На мой взгляд, было бы правильнее, честнее – написать в начале картины: «Фильм снят на основе реальных событий», – считает другой знаменитый баскетболист и тренер Станислав Еремин. – Этого не сделали – видимо, из коммерческих соображений. И поначалу мне фильм, если честно, не понравился. Но это естественная реакция. Полицейским не нравятся фильмы о полиции, врачам – о медицине, они возмущаются: «Все не так на самом деле!» Но потом я изменил свое мнение. Люди устали уже от стрелялок и ужастиков. А тут – очень доброе кино. Заложена национальная идея, красиво показана история дружбы и побед. Кроме того, в стране, наконец, узнали, что кроме футбола и хоккея у нас есть еще и баскетбол. Знаю, что школьники ходят на просмотры целыми классами. Причем не по приказу откуда-то сверху. Это здорово!
ПУСТЬ МИХАЛКОВ ПРО СЕБЯ СНИМАЕТ!
Однако Александра Овчинникова и Евгения Кондрашина настроены решительно. Да, возможно, кино и хорошее – с художественной точки зрения. Но у них – своя правда.
– Даже если не выиграем, то мы хотя бы попытались восстановить справедливость, – говорит Кондрашина.
А Овчинникова добавляет: мол, пусть студия «ТриТэ» снимет фильм о семье самого Михалкова! В кино его родные будут пить, спать с кем попало, окажутся смертельно больными. Ну и пусть потом рассказывают о «художественном вымысле».
– Евгению Вячеславовну и Александру Павловну я прекрасно понимаю, – говорит Владимир Гомельский, телекомментатор и сын легендарного тренера Александра Гомельского. – Две женщины бережно хранят память о своих любимых мужьях. И если посчитали, что про мужей в кино налгали – они имеют право отстаивать свою точку зрения. Но это все же художественный фильм. А художественное произведение, как ни крути, имеет право на вымысел.
О ВАЖНОМ ТАК И НЕ СКАЗАЛИ
Баскетболист Александр Белов ушел из жизни в 1978-м. Ему было всего 26 лет.
За год до трагедии на таможне, во время очередного выезда команды за границу, в его сумке нашли иконы. По словам вдовы Белова, иконы были не его. Возможно, кто-то из команды попросил положить к себе, а может, и подбросили. Прославленный спортсмен был уверен, что его простят, однако в данном случае решили устроить «образцово-показательную порку», дабы другим не повадно было. Центральные газеты клеймили «спортсмена-контрабандиста» позором. Белова лишили званий, вывели из национальной сборной. И, отлучив от баскетбола, фактически уничтожили, сломали.
– Ведь Белов жил баскетболом. А ему не позволено было даже тренироваться. То есть отняли дело всей его жизни, – с горечью говорит Сергей Тараканов.
И Белов стремительно сгорел. От саркомы сердца. Об этом в кино нет ни слова...