На что тратили свои бешеные деньги Лидия Русланова и Владимир Высоцкий
«Известный на всю страну артист умер в нищете…» Сколько таких ужасных историй, от которых сжимается сердце, мы слышали? Но далеко не все советские актеры были талантливыми и бедными. Немало и тех, кто просто купался в деньгах и шиковал всю жизнь...
Средний заработок простого советского человека равнялся 120-150 рублям в месяц. Согласно Конституции, в СССР все были равны. Но некоторые граждане зарабатывали в несколько раз больше. Например, артисты, особо любимые публикой. Мало того – среди них были и настоящие богачи, которые буквально купались в бриллиантах!
СЕРЕЖКИ ПО ЦЕНЕ МАШИНЫ
Про несметные богатства Людмилы Зыкиной знают, кажется, все. Коллекция драгоценностей королевы русской песни на момент ее смерти оценивалась в 160 миллионов рублей. И это по самым скромным подсчетам! Бриллианты и изумруды чистой воды, гранаты и аметисты… Кольца, броши и браслеты специально для Зыкиной делали лучшие мастера, а старинные украшения она покупала на закрытых аукционах. За пару понравившихся сережек певица легко могла выложить цену хорошего автомобиля.
Откуда же у Зыкиной были на это деньги, даже если учесть, что многие драгоценности ей дарили? Поверить трудно, но на все эти дорогостоящие безделушки она зарабатывала честным трудом. Всю жизнь выступала, давала иногда и по 30 концертов в месяц. Ставка за каждое выступление у любимицы публики была немаленькая – 303 рубля. А если Зыкина выезжала с гастролями за границу – а она объездила и не по одному разу 62 страны, – то гонорары взлетали в несколько раз.
Детей у Людмилы Георгиевны не было, так что все заработанное она вкладывала в себя, любимую, покупая бесконечные шубы, наряды и украшения. Женщина она была жалостливая и не жадная, часто помогала другим – могла и денег дать, и меха со своего плеча пожаловать. Однажды поклонница выпросила у Зыкиной дорогущее дизайнерское пальто, отделанное норкой и с вышивкой на спине. Когда певицу спросили, зачем подарила эксклюзивную вещь незнакомой женщине, она только пожала плечами: «Ну а где же она еще такую возьмет?»
МАТРЕШКА В БРИЛЛИАНТАХ
Вообще, в Стране Советов весь XX век почему-то особо дорого ценились народные песни. Гонорары за них были очень высокими даже в довоенное время. Так что Лидия Русланова, бывшая деревенская девчонка, которую от рождения звали Агафья Лейкина, смогла сколотить целое состояние. Это в детстве, оставшись сиротой, она побиралась и нищенствовала, а став одной из самых популярных певиц Советского Союза, своим богатством могла затмить кого угодно.
На сцену Русланова часто выходила в валенках и пуховом платке, а вот на прием к Сталину, который пожелал познакомиться с певицей, явилась, усыпанная бриллиантами. Вождь, говорят, взглянул на народную любимицу и усмехнулся: «Матрена Матреной, а драгоценности настоящие!» Нина Русланова не растерялась: «Товарищ Сталин, да кто же к вам в фальшивых придет?»
Деньги певица тратила на антиквариат, дорогие иконы, старинную мебель, изящный фарфор и украшения. Но и о стране не забывала – во время войны, например, Лидия Андреевна на свои средства купила для фронта батарею (четыре машины) установок «Катюша».
О несметных богатствах Руслановой ходили легенды, но правда вскрылась в 1948 году, когда артистку арестовали вместе с четвертым мужем, генералом Владимиром Крюковым.
По материалам следствия у генерала и певицы конфисковали две дачи, три квартиры, автомобиль Horch 951А, два «Мерседеса», «Ауди».
Антикварную мебель, сотни шкурок каракуля и соболя, километры тканей, 35 старинных ковров, гобелены, дорогие музыкальные инструменты, несколько радиоприемников, редчайшие сервизы, бронзовые и мраморные скульптуры, библиотеку старинных немецких книг, 312 пар модельной обуви, 87 костюмов, 130 картин, среди которых были полотна Врубеля, Кустодиева, Репина…
16 КИЛО ДРАГОЦЕННОСТЕЙ
«Я хорошо зарабатывала исполнением русских песен, – объясняла певица следователям. – Особенно во время войны, когда «левых» концертов стало намного больше. А скупкой бриллиантов и других ценностей стала заниматься с 1930 года, и, признаюсь, делала это не без азарта».
Но следователи гнули свою версию – Русланову и ее мужа называли мародерами: якобы картины она выменивала на тушенку в блокадном Ленинграде, среди ее коллекции – полотна, украденные немцами из киевского музея, а украшения – якобы награблены в Берлине.
На допросе певице пришлось признаться: драгоценности она хранит в тайнике у домработницы. Под давлением написала записку старушке, чтобы отдала все государству. И та повиновалась: сдала бриллианты, сапфиры, жемчуга, золото… Всего 16 килограммов драгоценностей!
После 10 лет лагерей Русланова с супругом освободились, их реабилитировали, но конфискованных бриллиантов, конечно, никто уже не вернул. Зато им дали роскошную квартиру в столице.
В 53 года Лидии Руслановой практически с нуля пришлось заново начинать свою певческую карьеру. Но аншлаги на концертах быстро сделали ее снова богатой. На первые заработки певица купила мужу за 40 тысяч рублей автомобиль «ЗИМ». И еще почти 20 лет она пела знаменитые «Валенки» и совсем не бедствовала...
ПРОПАВШЕЕ НАСЛЕДСТВО
Блистала как новогодняя елка и циркачка Наталья Дурова – во всяком случае это помнят те, кто с ней работал. А вот после смерти артистки украшений найдено не было – растворились, пропали…
Семья Дуровых всегда была состоятельной: уникальные аттракционы с животными объездили весь мир, гонорары в валюте по советским меркам были запредельными. Тратить в СССР деньги было особо не на что, а вот из-за границы артисты тащили антиквариат и различные ценности, забивая ими коробки из-под реквизита.
Начало ювелирной коллекции Натальи Дуровой положило наследство: бесценный перстень, что принадлежал еще легендарной кавалерист-девице Дуровой, прекрасные камеи, которые носила бабушка...
Дурова скупала картины и бриллианты до конца своих дней, тратя на это бешеные деньги. Владимир Степанов, друг Натальи Дуровой, вспоминал: «Она говорила: «У меня есть то, о чем мечтала бы Оружейная палата». В свойственной многим коллекционерам манере Наталья Юрьевна не знала границ, жаждала бесконечно большего…» Однако внучке Дуровой в наследство осталась только недвижимость да немного старинной мебели. Бриллианты исчезли в неизвестном направлении…
ПАЧКИ ДЕНЕГ ДЛЯ ДРУЗЕЙ
Театральные артисты никогда больших денег не имели. Ставка Владимира Высоцкого в Театре на Таганке, например, за годы его работы выросла со 105 рублей в месяц до 250. Но бедным актера никак не назовешь – человек он был очень состоятельный.
Скажем, за одну только роль в фильме «Место встречи изменить нельзя» Владимир Семенович получил около 10 тысяч рублей. Правда, в кино снимали его не слишком часто. Главным «кормом» были, конечно, «левые» концерты по стране, за каждый из которых бард клал себе в карман от 100 до 500 рублей. А из тура по Америке, как говорят, он привез 45 тысяч долларов – по тем временам огромные деньги!
Однако с деньгами Высоцкий расставался легко: копить и вкладывать он совершенно не умел – транжирил направо и налево. Мог легко сунуть пачку купюр другу, у которого болел ребенок, устроить грандиозную попойку с приятелями, завалив стол деликатесами и заставив импортными бутылками, спустить крупную сумму на наркотики…
Владимир Семенович обожал модную одежду: попадая на Запад, мог потратить весь гонорар на дорогие шмотки: сногсшибательные джинсы-клеш, кожаную куртку... Очень любил, возвращаясь из поездок, делать подарки. Знакомые Высоцкого помнят, как с детским нетерпением он протягивал сверток и наслаждался радостью человека, который доставал оттуда модный свитер или красивую сумку.
Настоящей страстью актера были машины. В его личном автопарке побывали разные «лошадки»: сначала отечественные марки, затем два «Рено», Mercedes и BMW. Однако к своим автомобилям Высоцкий относился весьма небрежно, без какого-либо трепета – мог сесть за руль нетрезвым, водил неаккуратно, часто попадал в аварии. При этом он совершенно не расстраивался, когда влетал в очередные финансовые траты.
ГОЛОВКА СЫРА И ЯЩИК ВИСКИ
Андрея Миронова считали героем-любовником, баловнем судьбы, красавчиком. На самом деле внешность у него была самая заурядная, однако подать себя актер умел – прекрасные манеры, элегантность, открытость и скромность делали его невероятно обаятельным.
А шарма добавляли наряды – Миронов был настоящим франтом и модником. Одет был всегда с иголочки, любил яркие рубашки, клетчатые костюмы, необычные галстуки и бабочки. Первые водолазки среди актеров стал носить именно он – в голубой и белой, которые привез из-за границы, снимался в «Бриллиантовой руке».
Он же первым, задолго до «новых русских», стал носить малиновый пиджак. А еще как-то однажды похвастался матери в письме, что купил себе роскошный плащ. В то время входили в моду изделия из болоньи, которые с рук можно было отхватить рублей за сто – месячную зарплату простого смертного. На «тряпки» Миронов спускал баснословные суммы, приводя окружающих в состояние шока. Да и вообще он любил потранжирить.
«По тем временам Миронов хорошо зарабатывал и… совершенно ничего не понимал в деньгах! – вспоминал его двоюродный брат Кирилл Ласкари. – Как-то перед Новым годом нас с ним женщины отправили в магазин за покупками к столу. Тогда все доставалось по блату, с черного хода. Андрей купил головку роскошного швейцарского сыра и ящик виски. Все, деньги кончились. А он кричал: «Какая удачная покупка!..»