Михаил Боярский говорил: «Ну какой я талант? Вот мой брат - это да!»
Сейчас мало кто знает, что у Михаила Боярского был старший брат, пользовавшийся не меньшей популярностью у зрителей. Александр Боярский успел увидеть фильм «Д`Артаньян и три мушкетера» и порадоваться за Мишу, которого научил всему. Но вскоре погиб – утонул в Черном море…
Ушел на пике карьеры, в 42, хотя мог сыграть еще десятки ролей. Не проходит и дня, чтобы Михаил Боярский не вспоминал любимого Сашу. Не забывают его и друзья, коих у общительного и очень доброго актера было немало. О том, каким был Александр, нам рассказали его сестра Екатерина Боярская и лучший друг, актер Георгий Штиль.
«САША ЗНАЛ АБСОЛЮТНО ВСЕ»
Александр ушел самым молодым из династии Боярских. Он был блестящим актером. Семья, друзья и просто знакомые часто слышат от Михаила Боярского фразу: «Ну какой я талант? Саша, мой брат, вот это – да!»
– В юности, признаюсь, думала, что Миша кокетничает. Но потом поняла: говорит он это абсолютно искренне, – рассказывает Екатерина Боярская.
Саша – сводный брат нашего главного «мушкетера», сын его отца Сергея Боярского от первого брака. После развода родителей он вместе с мамой (Эльга тоже была актрисой) уехал в Ригу, на ее родину. А вернулся в Ленинград поступать в театральный институт им. Островского (ныне Санкт-Петербургская Государственная академия сценического искусства).
Отец поселил сына у себя, к великому восторгу Миши – тот всегда мечтал о старшем брате. Но в первый раз Александр провалил экзамены из-за специфической речи. От рождения у него был неправильный прикус, педагоги сказали, что нужно избавляться от свистящих «с» и «ц», и тогда уж… После этого он устроился рабочим сцены в Пушкинский театр, каждый день тренируясь, борясь со своим дефектом.
Год, который Саша готовился к новым экзаменам, он жил с Мишей в одной комнате. Младшему было 7 лет, старшему – 17. Казалось бы, приличная разница. Но братья друг друга просто обожали. Причем для Миши Александр стал настоящим учителем, все фундаментальные знания актера – во многом заслуга старшего брата.
– Саша был у нас на даче, приезжал на семейные торжества, я постоянно приставала к нему с вопросами, – вспоминает Екатерина. – И не было случая, чтоб он отмахнулся. Саша абсолютно все знал, от столицы Бангладеша до названия церкви, в которой Пушкин венчался с Натали Гончаровой.
Иногда «почемучки» были серьезней. Например, мы говорили о том, что привело к такому финалу Анну Каренину. И он все объяснял – не свысока, не менторским тоном, а как-то тепло и ненавязчиво. Саша был невероятный книгочей. И вслед за ним я тоже стремилась читать еще больше.
«УЗНАВ О СМЕРТИ БРАТА, МИША ЗАМКНУЛСЯ»
– Он был тонко чувствующим, ранимым, нежным и хрупким, как хрустальная ваза, – продолжает Екатерина. – Думаю, это свойственно всем мужчинам рода Боярских, но Саша был самым ярким носителем семейной тонкокожести. Не помню, чтобы он на кого-то кричал. Говорил всегда ровно и спокойно, тихим голосом, с улыбкой. У нас на даче висят фотографии родных в разных ролях. Есть снимки Миши и Саши. Друзья, не знавшие Сашу, часто спрашивают: «А это Миша в каком спектакле?» Они очень похожи друг на друга.
В Ленинграде у Александра не сложилось. В Александринском театре он играл мало, в основном небольшие роли. А вот в Рижский театр русской драмы его взяли с радостью, и сразу на главных героев. Критики хвалили его Гаева в «Вишневом саде», Раскольникова в «Преступлении и наказании». Появились и роли в кино – на Рижской киностудии, на «Ленфильме».
Он не был Дон Жуаном, хотя на высокого поджарого красавца дамы всегда обращали внимание. Женился поздно, но по большой любви – на актрисе того же театра Ольге Разумовской. Родилась дочка, которую назвали Эльгой – в честь бабушки. Малышке было всего три года, когда Саша нелепо и неожиданно погиб.
Они были на гастролях в Болгарии и, конечно, купались в Черном море. Саша плавал не очень хорошо, поэтому старался не удаляться от берега. Но вдруг он неожиданно пропал из вида. Потом уж выяснилось: стало плохо с сердцем, потерял сознание. Когда Сашу нашли, он уже не дышал…
– Помню, как семья собиралась на похороны в Ригу, – рассказывает Екатерина. – Миша замкнулся. Наши с ним двоюродные братья Коля и Саша мрачно молчали. На погребение отправился и мой родной брат Олег. Они все безумно любили Сашу, он был старшим. Как прошла церемония, для меня тайна. До сих пор ни один из участников про это не рассказал. Я не так давно была в Риге и навестила могилу Саши. Его похоронили на красивом Лесном кладбище. Миша до сих пор тоскует по брату и не снимает со стены его фотографию.
После смерти Александра Ольга из Риги переехала в Ленинград, работала в Театре комедии. Михаил всегда помогал ей, и не только материально: общался, поддерживал. Сейчас она на пенсии, а дочь Эльга совсем уже взрослая. Она не продолжила актерскую династию, стала юристом. Но кто знает, как сложилась бы ее судьба, будь Саша жив…
«ОН БЫЛ НЕ ПО ДАМСКОЙ ЧАСТИ»
Известный актер Георгий Штиль был лучшим другом Саши в театральном училище. Познакомились они еще на экзаменах, а, поступив, вместе поехали на картошку. Несмотря на разницу в возрасте – а Штиль уже отслужил в армии и окончил физкультурный техникум, – вместе им было очень интересно.
Вообще, с Сашей все дружили – обаятельный, умный, с абсолютным слухом и гитарой подмышкой. На курсе Боярский выделялся талантом, педагоги прочили ему большое будущее…
– Но для нас Сашка прежде всего был «душой компании». Он хорошо читал стихи, умел пошутить, разыграть товарищей и сам попадал в смешные истории, – вспоминает Георгий Антонович.
Например, вспоминает такую. Лежат они как-то на картошке в бараке после трудового дня, травят байки. Саша Боярский, Георгий Штиль. И девчонка между ними со второго курса – Саша Назарова. Заходит председатель колхоза и багровеет: «У вас тут полный разврат!» «Так она у нас травести», – пошутил Сашка. «Такая молодая, а уже травести?!» – рявкнул председатель.
Кстати, сейчас эта девчонка – народная артистка России.
– Саша часто бывал у нас дома, оставался ночевать. Мама его обожала и считала третьим сыном. С моим младшим братом он тоже нашел общий язык, мы вместе ходили в театр, собирались большой компанией с нашими общими друзьями. И за девчонками ухаживали. Хотя Сашка, будучи любимцем на курсе, вел себя скромно. Видный парень, но не по «дамской» части, его больше увлекала учеба и творчество, – рассказывает Штиль.
Вместе с Александром в 1959 году он снялся в картине «Молодость офицера». Это была первая работа в кино для обоих. Саша играл главного героя, Жора – роль второго плана.
«ТАКОГО ДРУГА СУДЬБА ДАРИТ ЛИШЬ РАЗ»
После того как друг уехал из Ленинграда, Георгий Штиль видел его работы в Риге. И говорит, что Саша там стал артистом номер один:
– Публика с восторгом принимала все спектакли с его участием. На «Утиную охоту», где Саша сыграл Зилова, билеты было не достать. Конечно, встречаться мы стали уже реже, но связь не прервалась. Друг, будучи в гостях или на гастролях в Ленинграде, непременно забегал ко мне.
Озвучил Георгий Штиль и подробности трагедии:
– Театр русской драмы был на гастролях в Болгарии, провожали их овациями, принимающая сторона подарила актерам три дня отдыха на курорте «Золотые пески». Саша полез в море в тот день, когда на спасательной вышке над пляжем висел красный флаг. Это значит, что купаться нельзя, сильные волны. Но он об этом не знал и на флаг не обратил внимания. Когда Сашу нашли, стали делать искусственное дыхание, но сердце уже не билось. После его гибели мой мир рухнул. Я понял, что такого друга судьба дарит только раз...
Георгий не смог поехать на похороны Боярского – не отпустили в театре. Но БДТ, где служит актер, в том же году был на гастролях в Риге. На следующий день после спектакля Штиль отправился на кладбище.
– Я толком не знал, где он похоронен, заблудился. Но вдруг на меня упал луч яркого солнца, и ноги сами повели в нужном направлении. Я вышел к большому камню с надписью «Александр Сергеевич Боярский». Будто Саша сам вел меня по кладбищенским аллеям. Я стоял и мысленно разговаривал с ним, потом не сдержался и заплакал...
Георгию Антоновичу рассказали потом, что хоронил Сашу весь город. Не только близкие, но и все, кто видел его на сцене. Зрители шли за гробом и бросали на землю еловые лапы. Когда тело опускали в землю, раздались аплодисменты. В театре до сих пор висит портрет Боярского, хотя прошло уже столько лет.
– А я до сих пор его часто вспоминаю. Наверное, до конца не смирился со смертью друга, – вздыхает Георгий Штиль. – И считаю, если бы он не погиб, пришли бы и роли в кино, и большая всесоюзная известность…
КОММЕРСАНТЪ/FOTODOM