В 1985 году финал фестиваля снимали в спорткомплексе «Динамо».
Ведущими были Инна Ермилова и Юрий Николаев. А наряду со звездами в концерте приняли участие и самодеятельные исполнители. Перед зрителями выступила, например, токарь Ольга Седова из Нижнего Тагила. Почетными гостями концерта стали знатоки клуба «Что? Где? Когда?», которые рассказали о музыкальных паузах в своей программе. Особо они отметили «паузу», которую подарил им Игорь Скляр...
«КОМАРОВО»: ПРОКЛЯТИЕ ИГОРЯ СКЛЯРА
Прозвучав в финале всесоюзного конкурса, эта песня обрела бессмертие. Хотя никаких данных у нее для этого не было: простенький текст, совсем уж незамысловатый мотив. Прямо скажем, не шедевр. Но многие до сих пор, собираясь в отпуск или просто пребывая в хорошем настроении, начинают невольно напевать:
На недельку до второго
Я уеду в Комарово!
Изначально это было стихотворение, которое вошло в сборник Михаила Танича «Пароль». Поэт подарил один экземпляр Игорю Николаеву, который на тот момент служил в ансамбле песни и пляски Московского военного округа. Как-то раз командование поручило Николаеву сочинить что-нибудь задорное для фестиваля солдатской песни «Когда поют солдаты». В качестве вознаграждение молодому композитору была обещана увольнительная. Игорь достал из тумбочки сборник Танича, полистал его и остановился на стихотворении про Комарово. Веселая мелодия к строчкам сложилась моментально! Готовую песню Николаев пропел другу-поэту по телефону. Вдова Михаила Танича Лидия Козлова позже вспоминала:
– Стихотворение Миши заканчивалось вопросом: «Так зачем ходить по трюмам утонувших кораблей?» И это было стихотворение о несчастной любви. Когда Игорь нашел эти стихи в книжке и написал к ним музыку, Танич сразу понял, что так нельзя заканчивать песню – надо написать: «Я за то, чтоб в синем море не тонули корабли!»
Однако «Комарово» впервые прозвучала не на фестивале «Когда поют солдаты», а на передаче «Молодежный вечер в Останкино», ради съемок в которой боец Николаев и мечтал об увольнительной. Спел шлягер ведущий передачи Дмитрий Полетаев. Вторым исполнителем «Комарово» стал Валерий Леонтьев. Ну а актер Игорь Скляр исполнил песню во время музыкальной паузы в «Что? Где? Когда?».
Причем композиция так понравилась знатокам, что была спета на бис, чего в программе никогда прежде не случалось. После такого успеха «Комарово» и попала в «Песню года». Однако именно этот ошеломительный успех обернулся настоящим проклятием для Игоря Скляра. Его многие стали воспринимать, как поп-певца, хотя он был уже состоявшимся актером.
– Однажды на «Мосфильме», идя по коридору, я услышал за закрытой дверью чей-то разговор, – рассказывает Скляр. – Произнесли мою фамилию, я остановился. «Скляр? А зачем он вам?» – «Вроде хороший артист». – «Да вы что? «На недельку до второго» в нашей картине? Нет! У нас серьезное кино!» Я побелел, меня всего передернуло. Я понял, что отношение ко мне уже определилось: мне повесили ярлычок «Игорь Скляр – на недельку до второго».
Кстати, артисту предлагали плотно заняться певческой карьерой. Вот ведь и готовый хит уже есть! Но Скляр не захотел связывать свою жизнь с шоу-бизнесом. Так и продолжил играть в театре…
ЧТО ЭТО ЗА МЕСТО?
Комарово – небольшой поселок в Курортном районе Санкт-Петербурга. В советские годы живописное местечко бурно застраивалось дачами. Там отдыхали в основном научные работники и деятели культуры. Комаровскими дачниками были Дмитрий Шостакович, Анна Ахматова, Аркадий и Борис Стругацкие, Евгений Шварц и многие другие известные личности.
«ДЕЛУ ВРЕМЯ»: «СЕКОНД-ХЕНД» ДЛЯ ПРИМАДОННЫ
Музыкальная шутка про шумных соседей в исполнении Аллы Борисовны не могла не прозвучать на «Песне-85». Она ведь уже была хитом! Пугачева впервые исполнила ее годом раньше на «Голубом огоньке». Причем под песню был снят видеоклип – первый в Советском Союзе. Примадонна принесла для съемок свой реквизит. И потом сетовала:
– Нет, вы подумайте! Нищее телевидение! Бигуди – мои, стакан – мой, швабру из дома привезла, полотенце на голове – мое, халат – собственный, телефон из квартиры вытащила. Все практически мое, только музыка Паулса и стихи Резника.
Илья Резник, написав такие стихи, в некотором роде «подколол» Пугачеву.
Потому что именно у нее в квартире постоянно собирались шумные компании. А жертвами «тарарама» наверху были режиссер Марк Захаров и его семья. Вот Резник и поставил артистку на место тех, кому она не давала спать по ночам!
Заметим, что музыка за авторством Раймонда Паулса, как всегда, оказалась б/у. Маэстро часто предлагал Пугачевой мелодии, созданные для других певцов. И на сей раз предоставил то, что уже исполнялось, просто с другим текстом. Оригинальный вариант назывался «Женевьева». И пел его латвийский певец Жорж Сиксна. Так что Примадонна получила, как сейчас говорят, лишь ремейк. Но вдохнула в него столько жизни и юмора, что запомнилась именно ее версия песни.
«АИСТ НА КРЫШЕ»: ТРЕБОВАНИЕ МИРА
Над этой песней композитор Давид Тухманов и поэт Анатолий Поперечный корпели очень долго. Они не раз переделывали и мелодию, и текст. Причем текст подвергся особой шлифовке: его Поперечный написал на основе своих детских воспоминаний. Он родился в небольшом городке Николаевской области Украины. Мальчишкой бегал по пыльным, практически деревенским улочкам, застроенным белеными хатами. На крышах этих мазанок были гнезда аистов. А потом началась война... Кругом что-то взрывалось, громыхало, в воздухе повис страх. И аисты улетели. Вот об этом Анатолий Григорьевич и написал стихи – о том, что аист – символ мира. И нельзя спугнуть его какой-нибудь новой войной.
Первой исполнительницей песни стала Людмила Сенчина. Она сделала студийную запись, которая вошла в музыкальный сборник «Давид Тухманов. Военные песни». В 1985 году как раз отмечался юбилей Победы – 40 лет, и песни из этого сборника звучали повсюду. «Аиста» в итоге включили в финал главного музыкального фестиваля. И тут авторы решили, что лиричная манера Сенчиной не слишком подходит. Нужен резкий контраст, эффект новизны. Поэтому попросили выступить с их произведением Софию Ротару. Она спела «Аиста» в энергичном, призывном ключе. Не просила, а буквально требовала мира на земле! Ротару, кстати, «Аиста на крыше» очень полюбила. Композиция надолго вошла в ее репертуар.
«ТРИ МИНУТЫ»: ЛЕОНТЬЕВА СМЕШАЛИ С ГУРЧЕНКО
«Только три минуты длится песня – вспыхнет и погаснет, как звезда!» – «сообщил» в эфире фестиваля Валерий Леонтьев.
Вы удивитесь, но строчки из его хита были в своем время «украдены». Кем? Нашей памятью. Если вы когда-либо бубнили себе под нос «Песенку про пять минут» из фильма «Карнавальная ночь», то скорее всего пели так:
«Пять минут, пять минут – это много или мало?»
А теперь фокус-покус: в новогоднем шлягере никаких «много или мало» нет! Но эта строчка есть в песне Леонтьева:
Три минуты, три минуты – это много или мало?
Чтобы жизнь за три минуты пробежала, пробежала?
Да как же так вышло, что коллективное бессознательное «перетащило» слова из одной песни в другую? А так. «Песню-85» с хитом Леонтьева показывали по ТВ в новогодние праздники. «Карнавальную ночь», где Людмила Гурченко пела про пять минут, – тоже. Вот все и смешалось.
Более того, неверная цитата оказалась привязчивой и живучей. Ведь даже в ТВ-рекламе современного оператора связи звучит такой музыкальный симбиоз: «Пять гигов, пять гигов – это много или мало?» Вот как прочно закрепилась ошибочная рифма!
ПРЕКРАСНОЕ ДАЛЕКО»: ВМЕШАЛАСЬ ЦЕНЗУРА
Слышу голос из Прекрасного Далека,
Голос утренний в серебряной росе.
Слышу голос, и манящая дорога
Кружит голову, как в детстве карусель!
Эта песня из детского фильма «Гостья из будущего» очень быстро переросла статус «музыкального фона» и стала мегахитом.
Композиция была создана уже после того, как отсняли весь киноматериал. Режиссер Павел Арсенов заказал текст Юрию Энтину, а музыку – Евгению Крылатову.
«Я написал мелодию на одном дыхании, – признавался композитор. – Меня вдохновили прекрасные стихи Юрия Энтина. Это мой любимый поэт».
Энтин действительно сумел непостижимым образом соединить в произведении серьезный философский посыл и воздушный лиризм.
Готовую композицию спела Татьяна Дасковская.
Которая, кстати, постоянно исполняла песни для разных кинолент. На ее счету более 200 саундтреков! Но при этом имя певицы даже не обозначалось в титрах. В то время не принято было перечислять всех, кто работал над фильмом. Более того, Татьяну даже не пригласили исполнить «Прекрасное далеко» на «Песне-85». Вместо нее это сделали участники вокального трио «Меридиан».
Впрочем, новые исполнители – это не единственное, что поменялось. Дело в том, что в киноверсии песни одна из строчек звучала так: «Он (голос) зовет меня не в райские края». Во время подготовки к конкурсу худсовет потребовал убрать слово «райские». Не нужны в советской песне следы религиозной лексики! И Энтин переделал строчку так: «Он зовет меня в чудесные края».
А ЕЩЕ В ТОМ ЖЕ ГОДУ...
- Валерий Леонтьев представил свою новую концертную программу «Наедине со всеми». И она вызвала такой ажиотаж, что, например, в Ленинграде из-за километровых очередей за билетами остановилось движение транспорта на центральных улицах.
- У Владимира Кузьмина вышел альбом «Моя любовь». И состоялся концерт в Москве, на который собиралась Алла Пугачева. Очень хотелось ей послушать вживую талантливого музыканта, о котором говорил весь столичный бомонд. Но на московский концерт она не попала, поехала на выступление Кузьмина в Ленинград. Познакомилась с ним. И влюбилась! Их роман был бурным, но продлился всего пару лет.
- Владимир Пресняков-младший записал песню «Зурбаган» для кинофильма «Выше радуги». Его необычный фальцет впечатлил слушателей. Песня стала хитом, а 17-летний певец – звездой. Он до сих пор исполняет «Зурбаган» в конце каждого своего концерта. Но поет теперь не один, а в дуэте с женой Натальей Подольской.