Что осталось за кадром главного музыкального конкурса страны
В 1986-м горбачевская Перестройка была в разгаре. Перестраивали все и всюду. Дух свободы и преобразований охватил и «Песню года». В ней почти не осталось идеологизированных номеров про комсомольские стройки и любовь к советской родине. Появилось больше лирики…
Выступления певцов стали записывать частями – чтобы получился не только общий, но и крупный план. Поэтому, например, зрители могли заметить, что Алла Пугачева подозрительно помолодела. Она тогда как раз сделала свою первую пластику. Ради нового возлюбленного...
«ДВЕ ЗВЕЗДЫ»: ВДОХНОВИЛА ПОСТЕЛЬНАЯ СЦЕНА
Именно в середине 1980-х начался роман Пугачевой и молодого рокера Владимира Кузьмина. На «Песне-86» они выступили дуэтом, композиция «Две звезды» моментально стала хитом. Но никто тогда не догадывался, как именно она появилась на свет. Лишь недавно Кузьмин поделился пикантным воспоминанием. После долгой и шумной вечеринки у Игоря Николаева они с Аллой Борисовной уединились для беседы. Только для беседы – честное кузьминское! Музыкант уверяет, что в то время у них с Пугачевой еще были исключительно деловые отношения и никакого интима. Но так уж получилось, что оба сильно перебрали и сами не заметили, как отключились. А наутро в комнату вошел хозяин дома и, увидев сонную парочку в постели, воскликнул в удивлении: «О, две звезды!»
Собственный возглас навел композитора на какие-то мысли, он отправился творить.
А Кузьмин, едва умывшись, поехал на студию. Куда вскоре буквально ворвались Николаев и Пугачева. Они привезли с собой алкоголь, закуски и... уже готовую песню «Две звезды»! Тут же – между тостами – была сделана первая запись. И сразу стало понятно, что это музыкальное детище ждет большой успех.
После того как хит попал на «Песню года» и бодро зашагал по стране, Кузьмин начал ездить с Пугачевой на все ее гастроли. И уже на постоянной основе оказывался с ней в одной постели. Впрочем, их роман оказался недолгим. Двум звездам было тяжело ужиться друг с другом. Уже через год – в 1987-м – они разбежались. И любовь резко закончилась, и сотрудничество. Владимир уверяет, что Пугачева хотела сделать из него короля поп-музыки. А он решил остаться рокером. Поп-королем потом с легкой руки Примадонны стал Филипп Киркоров. А «Две звезды» артистка в 2006 году перезаписала для одноименного проекта Первого канала уже с Максимом Галкиным.
«ЛЮБИМАЯ, СПИ!»: УСПЕХ СО ВТОРОЙ ПОПЫТКИ
На главном телеконкурсе страны Александр Градский поразил всех новым звучанием песни «Любимая, спи». Эту колыбельную он практически прокричал во всю мощь своих легких.
Раньше эту песню исполнял Валерий Ободзинский – в плавной, ласковой тональности. Даже музыка была другая – авторства Давида Тухманова. А тут вдруг ведущие объявили, что мелодию написал Эдуард Колмановский. И действительно, проникновенные стихи Евгения Евтушенко переложили на музыку два самых известных советских композитора. Но вариант Тухманова как-то «не выстрелил». А вот то, что создал Колмановский, пришлось публике по вкусу. Хотя, возможно, дело совсем не в музыке, а в манере исполнения. Напор Градского понравился слушателям больше, чем вкрадчивость Ободзинского...
Кстати, Евтушенко стих «Любимая, спи» считал одним из наиболее удачных во своем творчестве. Многие думали, что поэт посвятил его своей первой супруге Белле Ахмадулиной – у них ведь была такая страсть! Но Евгений Александрович признался, что сочинил «Любимая, спи» для второй жены Галины. Вообще, по словам поэта, он любил всех своих жен, а женат был аж четыре раза!
«Как можно жениться на женщине, которую ты не любишь? – сказал в одном из интервью мастер слова. – А если любишь, как можно не посвящать ей стихи, если ты поэт?»
«ЛАВАНДА»: СЛУЧАЙНАЯ СВЯЗЬ
Эту песню на телефестивале 1986 года исполнили София Ротару и Яак Йоала, она сразу стала безумно популярной.
Правда, одно время ходили слухи, что мелодия Владимира Матецкого отчасти заимствованная. Еще в 1984 году канадский музыкант Леонард Коэн выпустил песню Dance Me to the End of Love с очень похожим проигрышем. Впрочем, никаких претензий от Коэна на этот счет не поступало. Да и пересечения в музыке встречаются довольно часто, поэтому совпадения могут быть случайными.
Текст песни Матецкий предложил написать Игорю Шаферану, но тот отказался – не зацепило его! И тогда композитор обратился к другому поэту – Михаилу Шаброву.
«Мне позвонил Володя Матецкий, с которым мы сотрудничали, говорит: «Слушай, есть такое, как мне кажется, очень песенное слово «лаванда». Может, сочинишь что-нибудь?» – вспоминал Шабров. – А я и понятия не имел, что такое лаванда, кроме как средство от моли. Полез в справочники, в энциклопедию и прочитал: «Горная лаванда – дикорастущее лекарственное растение». Так вот и лежала у меня эта «Горная лаванда», совершенно не знал, что с ней делать. А тут как раз подошло время съемок «Песни года». Матецкий наиграл мелодию редактору ЦТ Алле Дмитриевой, ей очень понравилось, и она сказала: «Эту песню должны петь дуэтом только София Ротару и Яак Йоала!»
Когда Володя мне об этом сказал, мы почему-то сразу решили, что это абсолютно неперспективно. Будучи молодыми и ершистыми, считали, что Ротару уже сказала свое слово, что (да простит нас сейчас София Михайловна!) ее век в творчестве закончился и ничего нового она сделать уже не сможет. К тому же я понятия не имел, о чем можно написать, чтобы получился лирический любовный диалог… Месяц мне ничего в голову не приходит, второй – ну не получается, и все! А помог случай. Как-то взял в самолет тоненькую брошюрку Валентина Катаева «Юношеский роман». Спокойно лечу, читаю и вдруг вижу строчку: «С гор к морю сбегают синие цветы лаванды». Все – это был толчок! На следующий день я уже написал: «Наших встреч с тобой синие цветы».
Раскрыл Шабров и еще один секрет. У Софии Ротару, по словам поэта, долго не получалась запись, певица была немного зажата. И для того, чтобы снять напряжение, чтобы она расслабилась, ее просто силой заставили выпить немножко армянского коньяка. Так что этот мягкий влюбленный взгляд, которым она смотрит на Яака Йоалу, и этот мечтательный романтический блеск в глазах были достигнуты при помощи алкоголя.
Но это что касается новогоднего «Огонька». А вот в «Песне-86» Ротару исполнила «Лаванду» одна, без Яака Йоалы. Он вообще эту песню недолюбливал.
«Разве можно такое слушать? – много позже задавался вопросом эстонский певец. – Я это давно забыл и выбросил из головы. Мне всегда нравилось исполнять рок-музыку. Кстати, «Лаванду» в дуэте с Софией Ротару я исполнил всего один раз в жизни. Просто эту запись «Голубого огонька» часто крутили».
«ЗОЛОТАЯ СВАДЬБА»: ПЕСНЯ С ИСТОРИЕЙ
Бабушка рядышком с дедушкой
Столько лет, столько лет вместе.
Бабушка рядышком с дедушкой
Дружно поют эту песню...
Кто не помнит эти задорные строчки? На «Песне года» их спели юные артисты латвийского детского ансамбля «Кукушечка» – Гуна Паула и Гунар Калныньш. Совсем еще малыши на тот момент! В их исполнении «Золотая свадьба» получилась забавной и трогательной. Как и задумал композитор Раймонд Паулс. А поэт Илья Резник написал стихи про крепкую пожилую пару в знак благодарности своим бабушке и дедушке, которые заменили ему родителей.
Папа Ильи погиб на фронте в 1944-м. А мама вскоре после войны вышла замуж повторно и отказалась от сына. Илья мог попасть в детский дом, но, к счастью, дедушка и бабушка со стороны отца забрали его к себе и сделали все, чтобы внук не чувствовал себя сиротой.
Мальчик, конечно, все равно ощущал свою брошенность. Мама его жизнью не интересовалась. В новом браке у нее родилась тройня, а старшего сына для женщины как будто больше не существовало. Однажды Илья шел из школы и увидел впереди свою маму, которая вместе с няней катила две коляски с малышами. Заметив первенца, женщина поспешно перешла на другую сторону улицы. Дома заплаканного мальчишку дедушка с бабушкой утешали, как могли. Именно они убедили Илью, что надо уметь прощать. И свою мать он, когда вырос, простил. А став известным поэтом, даже помогал ей финансово. Но стихов не посвящал. Зато душу вложил в «Золотую свадьбу», стараясь вернуть рифмованными строчками тепло и любовь, которые он получал всегда от своих старших родственников.
«ОКЕАН»: СПАСЕНИЕ ДЛЯ БАРЫКИНА
Александр Барыкин выступал на «Песне-86», отлично понимая, что мог уже больше никогда не выйти на большую сцену. Дело в том, что певец попал в так называемые черные списки Минкульта. Даже не он сам, а его группа «Карнавал», прикрепленная к Тульской филармонии, но исполнявшая запрещенные рок-композиции. Концерты артистов из черного списка в крупных городах были запрещены. А уж о том, чтобы появиться на ТВ, вообще не могло быть и речи. Но Барыкин появился. Да еще и в эфире главного музыкального конкурса страны!
Он догадался обратиться за помощью к Давиду Тухманову – композитору, который пользовался большим авторитетом и влиянием. К нему прислушивались в том числе и в Минкульте. Маэстро разрешил Барыкину исполнить ряд своих песен перед худсоветом. И худсовет решил: раз Барыкин поет песни Тухманова, то из черного списка его следует убрать. Более того, можно даже на «Песню года» выпустить. Вот Барыкин и спел там даже не тухмановское, а собственное творение. Песня «Океан» сразу всем очень понравилась, стала хитом. И Александр Барыкин на этой «океанской» волне смог вернуться в ряды популярных, а главное – разрешенных Минкультом артистов.
А ЕЩЕ В ТОМ ЖЕ ГОДУ...
• В США выходит альбом Red Wave с песнями «Кино», «Аквариума», «Алисы» и «Странных игр».
• Виктор Цой начал сниматься в фильме «Асса», параллельно записывая альбом «Группа крови».
• На советском ТВ в передаче «Ритмы планеты» показали дуэт из ФРГ «Современный разговор». Так представили зрителям группу Modern Talking. И сладкоголосые Томас Андерс и Дитер Болен моментально стали кумирами советских женщин.