Неожиданный компромат на Лидию Федосееву-Шукшину
Отношения Василия Шукшина с женой Лидией до сих пор чуть ли не воспеваются в песнях. Мол, любили на разрыв сердца, до глубины души. Что на самом деле происходило за закрытыми дверями, долгие годы оставалось тайной. И лишь недавно тайна раскрылась…
В конце июля режиссеру «Калины красной» Василию Шукшину могло бы исполниться 92 года. Лидия Федосеева-Шукшина клянется, что всегда любила мужа, несмотря на его загулы и вспыльчивость. Но у каждого в шкафу свои скелеты. И у Лидии, считают близкие, их тоже немало.
Фотокорреспондент ТАСС Анатолий Ковтун часто снимал Василия Шукшина, близко с ним дружил и видел то, что было скрыто от посторонних глаз. Накануне очередной годовщины актера, писателя и режиссера он озвучил компромат на Лидию Федосееву-Шукшину, который многих шокировал:
– Василий Макарович очень любил свою жену. Она – главная любовь его жизни. Только Лидия Николаевна его не любила. Никогда...
Говорят, всех своих невест молодой Шукшин привозил в родное алтайское село Сростки – на суд матери, которую боготворил. Но Мария Сергеевна была женщиной суровой, с сибирским характером. Барышень отправляла восвояси: мол, не подходят они Васеньке. Однажды порог их дома переступила Лидочка Федосеева. Распахнутые глаза, тугие косы до пояса. С ходу предложила сбегать в магазин, купить что-нибудь к столу. А вернулась с тяжеленным рулоном рубероида: «Выбросили, я и взяла». Тест на знакомство она успешно прошла.
Начинающая актриса была первой, кому Шукшин подарил цветы – смятый букетик, вытащенный из-под пиджака. Василий Макарович стал вторым мужем Лиды, в браке они прожили 10 лет.
– За это время он лишь раз пять признавался в любви, – вспоминала народная артистка. – Один раз со злости, другой, как будто пожалев меня. При этом он был очень нежный, терпеливый, внимательный. Говорил: «Ты такая хорошая у меня». А я плакала от счастья, что такой человек признается мне в любви! Я была влюблена в него всю жизнь.
Однако по словам Анатолия Ковтуна, это – неправда. Фотограф утверждает, что был в курсе взаимоотношений двух знаменитостей, якобы сам Шукшин изливал ему душу:
– Напрямую он, конечно, не жаловался. Но я человек внимательный и, конечно, много видел, слушал, анализировал. Она плохо заботилась о нем, не готовила, не создавала уют…
Однажды Лида отправилась на вечер в Дом архитекторов в компании с друзьями семьи: Жанной Болотовой и Николаем Губенко. Малолетних дочерей-погодок Олю и Машу оставила на 13-летнюю племянницу. Вернулась под утро. На ее беду, еще раньше дома оказался муж, который вырвался со съемок. Открыла дверь – навстречу прилетел топор. Едва успела вжаться в косяк.
– Он втащил меня в кабинет, стал колошматить. Это счастье, что я была в шубе и в шапке. Он бы меня, наверное, убил, будь я раздета. Ползком, сдерживая рыдания, чтобы не разбудить детей, я отползла в комнату, – описывала актриса душераздирающие подробности того утра.
По словам Лидии Николаевны, Шукшин потом признался, что на самом деле готов был ее убить – даже припрятал под подушкой монтировочный ключ. Так приревновал: где это она ночью шлялась?
У Ковтуна подобные откровения вызывают ужас. Говорит, что до таких разборок в звездной паре никогда не доходило: Лида все придумывает!
– Я точно знаю, что Василий Макарович никогда не поднял на жену и пальца, – недоумевает фотокор. – Он не мог ее ударить даже очень пьяный. Допускаю, что топор взял в руки и, быть может, замахнулся… Но это был скорее театральный жест, чтобы остановить жену, которая стала гулять почти в открытую. Лидия Николаевна ведь жила в свое удовольствие, пользовалась и подчас злоупотребляла своей женской привлекательностью.
В 1974 году Шукшин снимался под Волгоградом в военной драме «Они сражались за Родину» со своим закадычным другом Георгием Бурковым.
– Бурков – подлец! – кипятится Анатолий Ковтун, который присутствовал на тех съемках. – Я был очевидцем, как он постоянно поил Шукшина крепкой заваркой – чифирем. Буркову на теплоходе нужен был компаньон, хотя он знал, что у Василия Макаровича больное сердце и что ему нельзя пить ничего крепкого...
Съемочная бригада жила на теплоходе, пришвартованном на Дону. Два месяца там провела и жена Буркова Татьяна Ухарова. Вспоминала, что Шукшин был совершенно не приспособлен к быту. Она ходила с ним в станицу отправлять посылки его родне. Он отдавал ей, как жене, зарплату и просил «купить, что надо».
Василий Макарович не дожил до конца съемок. Вокруг его кончины до сих пор ходят разные слухи. Мол, помогли. Говорят то о запахе газа в его каюте, то о яде, подсыпанном в кофе. Версии насильственной смерти придерживается и Ковтун.
Шукшина горевала недолго: вскоре снова вышла замуж. Говорит: спустя год после похорон Васи познакомилась с третьим мужем – оператором Михаилом Аграновичем.
Но эту версию Ковтун разносит в пух и прах:
– Она еще при жизни Василия Макаровича тесно с ним общалась. Агранович пришел в дом Лидии Николаевны, как в свой, через три дня после смерти Шукшина!
Из-за скорого замужества с Лидией Федосеевой-Шукшиной перестали общаться многие знакомые – в том числе и близкий друг ее покойного мужа Леонид Куравлев.
Последнее время 82-летняя актриса – частая гостья скандальных хроник: то выходит замуж за Бари Алибасова, то громко с ним разводится, то дарит ему квартиру, то отбирает через суд…
– Меня удручают грязь, суды и скандалы, связанные с Лидией Николаевной, – вздыхает Анатолий Ковтун. – Иллюзий в отношении ее никогда не питал, но то, что она делает сегодня исключительно ради денег, – это ужасно…
Фото: Никеричев Андрей/Агентство «Москва»