Мы все боимся атомной войны, злых пришельцев, астероидов, восстаний и техногенных катастроф.
Бояться надо свиней, уток, летучих мышей, обезьян, верблюдов и мышей! Атомной войны не будет (дурных нема!), пришельцы нас не найдут, астероид пролетит мимо. А вот мутации тех вирусов, которые обитают в животных, могут представлять глобальную угрозу человечеству.
Знакомьтесь с термином «зоонозы» – болезни животных, которые приобрели способность передаваться от них человеку. Все последние пандемии – это зоонозы.
СПИД, когда эта болезнь только появилась, получил название болезни «Четырех Г»: гаитяне, гомосексуалисты, гемофилики, героин. Но очень скоро стало понятно, что мир столкнулся с новой чудовищной угрозой. 60 миллионов заболевших с 1983 года, 35 миллионов умерших! Мир испугался основательно! ВОЗ делала мрачные прогнозы, презервативы стали продавать везде: в автоматах, в туалетах и прочих общественных местах. Советские ученые делали предположения об утечке вируса из секретных лабораторий США.
Но вскоре стал понятен источник – шимпанзе из Камеруна! Нет, не потому, что камерунцы вступали с ними в половые сношения, хотя ручаться не могу. Они этих шимпанзе едят! Я сам в свое время видел, как они это делают!
Точно таким же путем вспыхнула лихорадка Эбола! Она всегда тлеет в Конго и близлежащих странах. От человека к человеку передается с большим трудом, обычно при ритуальных прощаниях с погибшим, омовении тела и т.д. Сходный с Эболой вирус Марбург появился в свое время в нескольких европейских странах, сильно напугав их органы здравоохранения. Источником оказалась приехавшая с цирком обезьяна, которая умерла и была утилизирована ненадлежащим образом.
У вирусов Эболы и Марбурга и не было шансов перешагнуть статус завозной болезни: слишком низкая передача от человека человеку.
Другое дело – коронавирус, уже в XXI веке вызвавший три эпидемии атипичной пневмонии, одну из которых мы наблюдаем в этом году.
В 2002 году вспышка атипичной пневмонии началась в том же Китае. Быстро распространилась на почти 30 стран с довольно высокой смертностью в 10%. Источником оказались летучие мыши и вивьеры: симпатичные животные из семейства кошачьих. Китайцы и их едят!
Долго пытались сделать вакцину, пытались определить эффективные противовирусные препараты и потратили на это 100 миллиардов долларов. Ничего толком не вышло, эпидемия постепенно выдохлась и сама по себе сошла на нет, но это был серьезный звоночек: коронавирус показал, что может быть, когда зооноз приобретает возможность передаваться уже от человека к человеку.
Кстати, те разработки фармакологов могут пригодиться и в предотвращении и лечении сегодняшней эпидемии.
Коронавирус в принципе в естественных условиях есть не только у животных, но и у человека. Каждый из нас перенес «человеческую» разновидность коронавирусной инфекции, обычно она вызывает банальное ОРЗ или умеренный гастроэнтерит. А вот в 2012 году в Саудовской Аравии и примыкающих странах вспыхнула очередная эпидемия коронавирусной атипичной пневмонии. Источник – одногорбые верблюды-дромадеры и те же летучие мыши. Вначале болели владельцы и погонщики верблюдов, потом инфекция начала распространяться. Завозные случаи были отмечены в 25 странах с высокой средней смертностью 35%!
Умершие были в основном саудиты, передача ближневосточного коронавируса от человека к человеку так толком и не была доказана.
Пандемия (по оценке ВОЗ), пришедшаяся на 2020 год, напугала весь мир. СМИ наполнены паническими сообщениями о глобальной угрозе. Обыватели в страхе сметают из аптек маски. Эффективных лекарств пока нет, вакцины нет…
А что есть?
Есть комбинированное лекарство, содержащее ританавир, изначально применявшееся для лечения СПИДа, которое применялось в прошлую эпидемию SARS (аббревиатура «тяжелой острой легочной недостаточности, вызванной вирусом») со сдержанным оптимизмом. Если как-то помогало тогда, значит, может помочь и сейчас против «брата» того коронавируса образца 2002 года.
Есть противовирусное лекарство, которым пытались лечить Эболу. Есть осельтамивир («Тамифлю»): эффект то ли есть, то ли нет, но без серьезных побочных явлений. И наконец, со времен борьбы с SARS остались разработки моноклональных антител к коронавирусу. Тогда не пригодились, эпидемия сама сошла на нет, может, попробовать теперь (а новый вирус на 70% схож с предыдущим)?
То же относится и к вакцине. Разработки остались, в принципе срок ее создания – три месяца. Сегодня основное реальное лечение – симптоматическое, поддерживающее. Но наш Минздрав назвал три препарата, которые рекомендуется применять при подозрении на атипичную пневмонию, вызванную новым коронавирусом. Это указанные выше противовирусные препараты и интерферон.
Будем рассматривать сегодняшнюю эпидемию как учения перед реально опасной пандемией наподобие испанки 1918–1919 годов.
В период эпидемий их рекомендуют носить уже заболевшим и медицинскому персоналу. Здоровому человеку они помогают не очень, вирус пролезет сквозь любую самую мелкую сетку. (Поэтому пробуют пропитывать маски противовирусными препаратами типа интерферона гамма и дезинфекторами, что дает обнадеживающие результаты.) Если уж долетела слюна больного человека, то вирус легко пройдет сквозь ткань. Больному маска поможет уменьшить радиус разлета всего того, что он выделяет при чихании и кашле, без маски все это разлетается на пять метров с огромной скоростью. Ну а врачи и медсестры находятся с больными в тесном ежедневном контакте.
Исследования показали, что плотно прилегающая толстая маска и обычная – кусок марли с веревочками – одинаково эффективны (или скорее неэффективны) у медиков, работающих в госпиталях. Тем не менее маски мы рекомендуем носить в период эпидемий всем, кто в группе риска. Одно из объяснений: те, кто носит маски, практически не трогают свой рот руками и намного реже чешут глаза. И вообще, медики в маске более внимательны при общении с заболевшими. Немного наивно, но все-таки...
1. Заболел – оставайся дома! Не уберегся сам – теперь уже не заражай других! В поликлинику идти тоже не надо, там полно хронических больных. Вы через неделю-другую будете огурцом, а вот бабушка с диабетом, что пришла померить давление и получить лекарства, – заразившись от вас, вполне может умереть от осложнений гриппа! Есть вопросы – позвоните, сейчас во многих поликлиниках есть консультационные телефонные центры.
2. Соблюдать меры предосторожности, чтобы не передать вирус всей семье! Вроде все знаем: отдельная посуда, маски, постоянно мыть руки, дезинфицировать поверхности, которых касался заболевший (или куда попали капельки его слюны и прочего при чихе или кашле). Не всегда на 100% выполняем, часто уберечься не удается. Как правило, входные ворота для вируса гриппа – дыхательные пути, однако иногда это – что бы вы думали? – глаза! Ну да, а вы их периодически трете, да еще руки не помыли!
3. Когда надо, не откладывая, прибегнуть к медицинской помощи?
- Если появилось затруднение дыхания любой степени.
- Если появились симптомы обезвоживания: головокружение при вставании с кровати, стали выделять меньше мочи, усиливающаяся сухость во рту.
- Если появилась заторможенность, неправильная оценка окружающего.
- Когда есть неукротимая рвота или вы не способны пить в достаточном количестве.
4. Не принимайте при гриппе антибиотики. Действуют они на вирус. Что же советует международная медицина сегодня? Из антивирусных препаратов против гриппа свою эффективность доказали всего два, и то по сей день этот факт оспаривают многие. Это осельтамивир, или «Тамифлю», и занамивир, или «Реленза». Доказали в том смысле, что могут сократить период заболевания до 1–3 дней и предотвратить осложнения.
Любимый многими витамин С гриппа не предотвращает, но, возможно, иногда сокращает срок болезни. И наконец – иммуномодуляторы. Вопрос их применения весьма спорный. Подавляющее число препаратов, претендующих на это звание, таковыми не являются.
5. Предупредить легче, чем лечить! Ежегодная вакцинация от гриппа снижает заболеваемость и в значительной степени предотвращает осложнения.