Этот разговор с Ольгой то и дело прерывался телефонными звонками.
Далекие и близкие друзья поздравляли ее с выходом сериала «Ученица Мессинга».
Телевизионную премьеру реальная ученица легендарного «мага и чародея» отметила в кругу своей большой семьи. «Дочка собрала нас всех у себя дома, накрыла стол, мы смотрели первые серии. И они нам понравились!» – говорит Мигунова.
– Ольга, шесть лет назад мы делали с вами интервью, и вы уже тогда сказали, что снимут фильм. Предчувствовали?
– Почему-то я знала, что такой фильм будет. Не обо мне – о Мессинге, в первую очередь – о нем. Но я думала, что меня в такой картине сможет сыграть моя дочь Светлана. Она выросла на подмостках сцены, все знает про мою профессиональную жизнь, и она актриса по образованию. К сожалению, к тому времени, когда проект начали осуществлять, Света уже переросла возраст, с которого вся история начинается, – 16 лет.
– Но ведь во многом именно благодаря Светлане сериал «Ученица Мессинга» состоялся, верно?
– Да, моя дочь сегодня очень успешный кинопродюсер. Она, например, продюсировала фильм «Легенда №17»… А этот сериал изначально назывался «Белый Шаман». Буквально накануне премьеры я узнала, что название поменяли на «Ученицу Мессинга».
А почему «Белый Шаман»? Потому что я 12 лет проработала в Магаданской филармонии, моталась по всей Чукотке, и чукчи называли меня Белым Шаманом. Так я решила назвать и свою автобиографическую книгу, которую начала писать в 2013 году. Света об этом, разумеется, знала и в киношном мире проговорилась.
Там заинтересовались, приехали ко мне на концерт, потом на лечебный сеанс – им все понравилось, сказали: давайте делать фильм. Но в основе сценария должна была быть моя книга, над которой я тогда только начала работать. Света мне сказала: «Мама, пиши!» И я писала, даже ночами, очень спешила. Дочь все мною написанное редактировала и печатала. А потом стала и одним из продюсеров нашего сериала.
– В фильме все точно так, как в книге?
– Они кое-что изменили: мой родной Благовещенск поменяли на Владивосток, к Мессингу я приехала не в Ленинград, а в Москву. Наша первая с ним встреча произошла на черноморском побережье, а не на балтийском. И еще они, конечно, мистики добавили...
– Вы сказали, что сериал этот в первую очередь о Вольфе Мессинге. Почему?
– Потому что для меня было главным, чтобы показали, каким Мессинг был на самом деле. Он был жестким, целеустремленным, пунктуальным. По нему часы можно было сверять!
Он был не бедным человеком, даже бриллианты имел. Вот в сериале показали, как я нашла у него балетку с деньгами. И это реальная история, я не знала, куда с этой балеткой деваться! А с другой стороны, выхожу однажды на улицу – а Мессинг в урне копается. Я: «Вольф Григорьевич, что вы делаете?!» Он: «Ой, у меня туда копейки улетели».
Он курил, хотел выбросить окурок, и вместе с ним нечаянно выбросил какую-то мелочь – за ней и полез в урну. Но я его понимала: человек прошел войну, чуть не умер от голода...
А его фобии! Например, он боялся кошек. В одной из серий показали, как я принесла кота в гостиницу, где были крысы. Жалко, что этот эпизод сделали совсем коротким.
Дело было в Мурманске. В той гостинице я стала возмущаться: «Как вы могли поселить такого знаменитого гипнотизера, артиста туда, где бегают крысы?!» Мне ответили: «Дорогая, у нас портовый город, крысы везде!»
Помню, Мессинг сидел, читал газету, и тут я: «Вольф Григорьевич, вот средство от крыс!» Так он меня с этим котом не просто выгнал – готов был разорвать!
Но при всей сложности своего характера Мессинг был очень добрым человеком. Доброта сквозила в каждом его поступке. Когда я болела воспалением легких, он все свои деньги потратил на лекарства, доставал такие, которые никто не мог достать в то время. Я две недели пребывала в состоянии забытья, а когда очнулась, увидела рядом Вольфа. Все эти дни, как оказалось, он просидел возле меня на стуле – не давал мне уйти.
– Однако, если верить сериалу, Мессинг препятствовал личной жизни своей ученицы!
– Он действительно пытался запретить мне даже думать о замужестве. Но лишь поначалу. Говорил: «Нарожаешь кучу детей, муж тебя в четырех стенах запрет, потеряешь весь свой дар!» Но потом все же не стал мешать этим моим порывам (смеется). И в этом тоже сказалась его доброта.
Вот помню такой эпизод. Работаем мы в Липецке. Там же гастролировал ансамбль «Новый электрон». И с одним из его музыкантов у меня случился флирт, романчик. Скорее даже просто взаимная симпатия. Ну, я молодая была, красивая…
И вот идем мы как-то с Мессингом в ресторан. Поднимаемся по лестнице, а ребята из «Нового электрона» спускаются. Мы с этим парнем остановились, чтобы перекинуться несколькими словами. Я даже не обратила внимания, что стояла при этом на ступеньку ниже него. Когда после этого мы пришли в ресторан, Вольф не дал мне даже толком доесть – идем, говорит! Спрашиваю: «Вольфочка (иногда так его называла), что случилось?»
А он мне с таким гневом: «Почему ты спустилась на ступеньку ниже?! Это он должен был к тебе подняться! Запомни: ты – девушка, и ты – уникальная артистка! Не позволяй ни одному мужчине быть выше себя!»
Вот это убеждение в нем было: что мужчина всегда должен проявлять уважение к женщине, тем более обладающей редким даром. Кстати, как еще Вольф писал на афишах, так осталось и по сей день, что я – единственная женщина-гипнотизер на планете.
– Как вам Юрий Беляев в роли Мессинга?
– Мне понравилось, как он передал образ. В предыдущем фильме о Вольфе эту роль исполнил Евгений Князев (сериал 2009 года «Вольф Мессинг: видевший сквозь время». – Ред.). Не могу сказать, что он сыграл плохо, все-таки народный артист. Наверное, обычные зрители остались довольны его работой. Если бы я не знала, каким был Мессинг на самом деле, возможно, тоже бы говорила: классно сыграно. Но я-то Вольфа знала!
Разве родители могли бы меня, 16-летнюю девочку, отпустить с таким Мессингом, какого сыграл Князев? Никогда бы не отпустили. Вольф был волевой! И взгляд у него был такой, что ему невозможно было не верить. Когда он брал за руку маму, папу, он мысленно передавал им свой приказ верить ему, понимаете? И родители этому приказу подчинились.
В общем, я считаю, что Беляев сыграл Мессинга верно. Конечно, можно было надеть на него другой парик – сделать кудрявые волосы. Но даже я, наблюдая за игрой Беляева, забываю о том, что Вольф должен быть кудрявым, что нет большого внешнего сходства. А все потому, что сам образ передан правильно.
– Вас в сериале играет Татьяна Чердынцева. Мне кажется, вы внешне похожи.
– Глазами – у нее они тоже голубые. Должна сказать, что со мной создатели сериала не советовались, когда подбирали актеров. Но исполнителям главных ролей я помогала, так сказать, вжиться в образы.
С Юрием Беляевым мы познакомились на съемках (я иногда на них присутствовала, ездила для этого в Санкт-Петербург), а потом он пришел ко мне домой, мы ужинали, общались.
Юрий долго сидел над бронзовой головой Мессинга, я показала ему свои старые съемки с концертов. Он все это впитывал. Потом сказал: «Если бы до начала съемок я встретился с вами, возможно, более точно сыграл бы Мессинга».
– А как вы помогали Татьяне?
– Танечку прислали ко мне всего на два дня. Мы тоже встречались у меня дома. Как она сказала в одном интервью, «Ольга Петровна кормила меня борщом». (Смеется.)
Я как раз приехала с гастролей с воспалением легких – 15 часов просидела в аэропорту в Астане, была задержка рейса, там и продуло. Надо было лечь в больницу, а тут – Татьяна. Но я, конечно, встречу не отменила. И вот она вошла – такая маленькая, вроде бы полная мне противоположность. Но когда с ней побеседовала, я поняла, что эта девочка с ролью справится. Я показывала Тане, как ставить руки, как делать то-то и то-то…
И вдруг, глядя на нее, увидела автомобильную катастрофу, поняла, когда это произойдет. Говорю: «Таня, будь осторожна на съемках тринадцатой серии!» Она: «Я в мистику не верю». Я ей: «Танечка, как ты можешь меня играть, не веря в мистику?! У меня было два инсульта, множество автокатастроф. Вот и совсем недавно – 11 сентября – я попала в очередную страшнейшую аварию. Меня всегда спасал Вольф Мессинг. Как и обещал когда-то. Он мне говорил: «Я даже с того света буду тебя оберегать». И по сей день оберегает. Разве это не мистика?»
Таня ушла. Съемки продолжились. И вот однажды просыпаюсь в поту: мне приснилось, что я попала в автокатастрофу. Внучка меня тормошила, чтобы разбудить, потому что я кричала во сне. Открыла сразу соцсети, увидела фотографии Тани – а она на них какая-то не такая. Звоню: «Таня, как ты себя чувствуешь? Что случилось?» Она: «Я попала в автокатастрофу. Как вы могли об этом знать?!» И произошло все именно на съемках тринадцатой серии. У Тани было смещение глазницы, какие-то штыри железные ей вставляли. В результате на три с половиной месяца съемки пришлось отложить, и Таня в это время заново училась говорить.
– Ничего себе!
– Зато она на этих съемках замуж вышла! Познакомилась с оператором, который работал на картине, и они поженились, была свадьба шикарная. Считаю, Белый Шаман поспособствовал (смеется)! Возможно, после всего случившегося Таня все же поверила в мистику!..