В свои 60 Дмитрий Дибров может с удовольствием подводить предварительные итоги.
Он – известный телеведущий, уважаемая личность. Стоял, можно сказать, у истоков нового российского ТВ, сейчас ведет интеллектуальное и очень рейтинговое шоу «Кто хочет стать миллионером?». Но Дмитрий главным своим достижением считает... собственных детей, воспитанию которых он уделяет самое пристальное внимание.
- Дмитрий, если оглянуться назад, какие воспоминания вызывают чувство гордости?
– Давайте я подумаю… В 30 лет – это 1989 год – я получил Гран-при второго Всемирного фестиваля электронного кино в швейцарском Монтре за фильм «Moscow Melodies».
В 40 лет главным моим достижением было то, что я принес на прямой эфир в студию телефонные звонки телезрителей. В том же 1999 году я выпустил самую популярную развлекательную программу в стране «О, счастливчик!», которая ныне называется «Кто хочет стать миллионером?» и остается самой популярной телеигрой на Первом канале. А в 60 лет, наверное, главное мое достижение – это дети!
– Как вам удается поддерживать себя в такой замечательной форме – так хорошо выглядеть в 60, с такой энергией продолжать работать?
– Я об этом не думаю. У одного деда – по всей видимости, 60-летнего – спросили: дедушка, когда вы спите, вы куда кладете бороду: под одеяло или поверх? Он стал об этом думать – и не смог сомкнуть глаз... Так вот, я не думаю, куда я мою бороду 60-летнюю кладу – просто иду и делаю. Хотя пара-тройка секретов есть. Вот один – мелкая моторика: я клею модели кораблей, танков, самолетов, как когда-то в детстве…
КОГО ХОТЯТ ВИДЕТЬ «МИЛЛИОНЕРОМ»?
– 20 лет назад в вашей жизни появилась программа «О, счастливчик!», которая сейчас называется «Кто хочет стать миллионером?». А помните самый первый выпуск?
– Не помню, какой из отснятых выпусков продюсер программы и режиссер выдали в эфир первым.
В прекрасном фильме «Миллионер из трущоб» коллега-ведущий – которого, кстати, я и озвучивал – повторяет, как заведенный: «Это мое шоу!» Неправда!
На телевидении один в поле не воин. Не мне ли, по первым шести годам работы в «Останкине» сценаристу и режиссеру, об этом не знать?! Вот и над «Счастливчиком» работало много людей.
– Программу в последнее время часто упрекают в том, что в ней перестали участвовать обычные зрители. С чем это связано?
– Только с рейтингом. Мы с Константином Эрнстом искренне любим уже упомянутый фильм Дэнни Бойла «Миллионер из трущоб» и много лет добросовестно пытались повторить этот сюжет. То есть что бы человек из народа вышел и взял главный приз, а соотечественники радовались бы его победе.
Но, увы, хотя мне было очень интересно говорить с учителями, инженерами, курьерами – рейтинги неумолимо свидетельствуют: зрителю герой сериала интересен более, нежели его сосед по площадке. А жаль. Но ответственность за вечерний таймслот в субботу очень велика: мы ведь сами зарабатываем себе на жизнь рекламой. И не имеем права презирать аудиторию. Хотите звезд – извольте!
«НЕТ ЖЕЛАНИЯ ВЫСТУПАТЬ НА ПУБЛИКЕ»
– Вы работали на разных каналах и в разных программах. О каком месте самые приятные вспоминания?
– Мне понравилось вообще работать на телевидении, порог которого я переступил в шесть лет. Тогда отец вел в Ростове-на-Дону образовательную передачу «Говорите по-русски» и привел меня в студию. С тех пор мне нравится здесь все – независимо от каналов и передач.
Почему то сейчас я чаще всего вспоминаю «Ночную смену», которую мы с Эрнстом запустили на ОРТ в 2001-м. Я и сегодня вернулся бы к этому проекту . Ведь ночь – это царство интеллектуалов. Почему телевизор должен уступать интернету право показать сюрреалистический театр Филиппа Жанти, спектакли Богомолова и Вырыпаева? Но это можно делать только ночью, когда рекламодатели спят и никуда не торопится зритель. Что мы и делали в то время.
Я объездил ведущие арт-каналы планеты, вошел в контакт с влиятельными арт-фестивалями, накупил прорывного для нашей страны контента. Разумеется, все это сопровождалось музыкой, которую не услышишь на коммерческой сцене. Вот это было и остается самым упоительным для меня воспоминанием…
– Музыкой по-прежнему занимаетесь? Помнится, когда-то у вас была даже музыкальная группа «Антропология»…
– Вся моя телевизионная жизнь тесно связана с музыкой. Мне удалось дать эфир многим музыкантам, которых до этого обходили телевниманием. Поэтому, когда Первый канал решил создать звукозаписывающую компанию Real Records, Константин Эрнст предложил мне выпустить собственную пластинку.
Надо сказать, что для музыки важнее хороший слушатель, чем посредственный исполнитель.
Зная это, для домашних и друзей я наигрывал любимые песни, чаще всего меня просили что-нибудь из Майка Науменко, которого я боготворю по сей день. Вот это я и предложил попробовать, не особенно надеясь на успех. Как ни странно, пластинка «Ром и пепси-кола» с моими аранжировками зазвучала настолько, что после ее выхода мой друг, продюсер Саша Толмацкий, устроил мне тур по стране.
Но... после третьего концерта я попросил его вычеркнуть меня из гастрольного графика. Выяснилось, что у меня напрочь отсутствует удовольствие от публичного музыкального выступления. Мне не доставляло никакого удовольствия торчать на сцене и играть для пьяных 16-летних подростков, которые визжат и что-то еще выкрикивают в твой адрес.И уж подавно ничего нового я не нашел для себя в сакральной процедуре популярности – раздаче автографов. Это самая нелюбимая часть основной моей профессии.
Однако любовь к музыке никуда не уходит. Дома много гитар, я играю и аранжирую, но нигде это не показываю. По-прежнему нет желания выступать на публике...
«МОИ ДЕТИ НЕ ЗАЛАЙКАЛИ ЕЩЕ НИ ОДНОГО КОТИКА»
– Дмитрий, у вас трое маленьких детей. Много времени уделяете их воспитанию?
– А как же! Откуда бы дети узнали о Сальвадоре Дали и кто привез бы их на его испанскую могилу?! Я проделываю огромную работу со своими детьми, всерьез занимаюсь их воспитанием, вот его доктрина: мир – не шайка прохиндеев, а собрание удивительных творческих чудес, и ты можешь стать его частью! Именно так воспитывал меня мой отец. Надеюсь, получится и у меня…
– Но сегодняшнее поколение активно пользуется интернетом и оттуда черпает знания…
– Да, интернет может быть незаменимым помощником в таком воспитании. Но нужен отец, чтобы дети смотрели не только «Лунтиков», «Смешариков» или даже «Бременских музыкантов», которые нам достались по наследству от шести поколений.Ребенка надо заинтересовать чем-то полезным для собственного творчества.
Возьмем флагман интернета YouTube. Даже большинство взрослых подсаживаются к компу и тратят время жизни на просмотр всякой ерунды. Вот чего надо учить избегать с детства, раз уж не избежать самого интернета!
Мои дети не залайкали еще ни одного котика. Я думаю, что те, кто лайкает котиков, не догадываются о существовании гениального пародиста Эла Янковича. А мои дети, как и весь мир, им засматриваются. Он и по сей день подвергает саркастическому осмеянию всемирную тупость. Стоит поучиться!
– Ну а чего себе бы пожелали на юбилей?
– Нового телепроекта, где я мог бы с интересом обнаружить для себя новые грани этого мира…