Каскадер Александр Микулин рассказал о том, как делались самые знаменитые трюки
Каскадер и постановщик авто– и мототрюков Александр Микулин – легенда советского кино. Это он «горел», «взрывался» и устраивал погони в 65 фильмах, среди которых «Берегись автомобиля», «Неуловимые мстители», «Старики-разбойники», «Ошибка резидента»…
Недавно Александру Александровичу исполнилось 80, но он по-прежнему в прекрасной физической форме, в чем мы убедились, побывав у знаменитого каскадера в гостях.
В доме у юбиляра – большой телевизор, и мы смотрим отрывки из фильмов, в которых Александр Микулин выполнял трюки.
– В этом кадре, – рассказывает он, – ребро у меня треснуло. А здесь не девушка едет, она совсем водить не умела, это я в ногах у нее прячусь и веду автомобиль. И тут – та же история, в кадре ребенок за рулем, а на самом деле я… Вообще, кого мне только не пришлось дублировать – от детей до медведя (смеется). Ирину Скобцеву дублировал в «шпионском» фильме «Тайник у красного камня» – меня тогда в платье одевали. Смоктуновского – в «Берегись автомобиля»…
– Правда, что в этом фильме все погони придумали вы и сами же в них снимались?
– Рязанов, кстати, хотел, чтобы за рулем был Смоктуновский. Я отговаривал: «Это бессмысленно! Он должен отъехать и подъехать – все!» Убедил, но далось это нелегко. Более того, Иннокентий Михайлович не умел водить машину – я его учил и понял, какое это нудное и неблагодарное дело. Хотя он был хорошим учеником. Но мы в процессе обучения и ругались, и жаловался он на меня Эльдару Александровичу, и генеральному директору студии. Что, впрочем, не помешало нам подружиться. Смоктуновский после моей науки права водительские получил, так что все было по-настоящему, и он потом всю жизнь следовал моим наставлениям по поводу вождения.
«АНТИЛОПУ-ГНУ» МЫ СДЕЛАЛИ САМИ»
– Вы в принципе во время таких съемок не доверяете актерам? Наверняка же многие из них не хотят, чтобы их заменяли каскадеры, потому что уверены: сами справятся.
– Я абсолютно убежден, что актер не должен участвовать в трюковых съемках. У меня всего два раза артист был за рулем при выполнении трюка. Это Николай Губенко во втором варианте фильма «Директор» (когда снимали первый вариант, при выполнении трюка погиб исполнитель главной роли Евгений Урбанский. – Ред.) и Миша Метелкин в фильме «Неуловимые мстители».
В «Директоре» мы вырыли специальную канаву для машины, чтобы ее никуда не занесло. А риск был, потому что снимали эпизод, когда идут автогонки, и советская «полуторка» – в гору, по песку! – обгоняет «американца». Этой «канавой» мы максимально обезопасили трюк. А в «Неуловимых» Миша (он играл Валерку) пробивает на «роллс-ройсе» стеклянную витрину аптеки. Я разрешил ему это сделать, потому что риска тоже практически никакого. Хотя от падающего стекла – самые страшные раны. И тогда еще не было так называемого итальянского стекла, которое рассыпается в мелкие брызги и поэтому никого не ранит.
Сейчас именно его «бьют» во всех фильмах. Из него и бутылки делают, которые в боевиках о головы разбивают. В «Неуловимых» стекло было настоящим. Но у роллс-ройса (машина мосфильмовская, старинная – 1912 года выпуска) капот длиной более двух метров. Я знал, что пока машина будет носом «въезжать» в аптеку, все стекло уже упадет.
– Как руководитель трюковых съемок, связанных с техникой, вы и самой техникой занимались, готовили ее к съемкам?
– А как же! В мою команду входили замечательные профессионалы, люди с золотыми руками и головой. В том же «Директоре» должны были участвовать грузовики ЗиС-5, «полуторки» и еще переделанные под иностранные машины несколько «Зисов» и «Газов».
Две основные трюковые машины – ЗиС-5 и «полуторку» – мы подготовили как лучшие кроссовые автомобили. Вместили под капот двигатели от «Чайки», поставили амортизаторы на всю подвеску. Получились два мощных болида. Ездить на них было одно удовольствие, кроме этого значительно повысилась безопасность в исполнении трюков. Или, скажем, для «Золотого теленка», где Остапа Бендера Юрский играл, мы сделали машину с нуля. Ту самую «Антилопу-гну». Машины такой в природе не существовало, она была нами придумана именно такой, какая описана у Ильфа и Петрова – полусамоделка. На коленке ее, можно сказать, сделали…
Кстати, не только автомобили конструировать приходилось. Например, в «Бархатном сезоне» я должен был на старой немецкой машине въехать в дверь ресторана. И эта дверь была такой, что могла при въезде влететь мне торцом в лобовое стекло – понятно, чем это грозило каскадеру. Пришлось специально изготовить другую дверь, которая при ударе влетала бы внутрь ресторана. И в «Тегеране-43», где я на грузовике сбиваю телефонную будку, в которой якобы стоит героиня Наташи Белохвостиковой (на самом деле это был отлично сделанный манекен), эту будку изготавливали специально – тоже такую, чтобы избежать травм. И так почти в каждом фильме.
«ИТАЛЬЯНЦЫ БИЛИ МАШИНЫ БЕСПОЩАДНО»
– Машины не жалко было бить?
– Понимаете, в трюковых съемках в основном использовались списанные такси, которые почти ничего не стоили и мало на что были годны. Мы их, как могли, латали, ставили на ход и снимали в трюках. Новых машин для «битья» никто никогда не давал. Но и в этом случае после каждой картины мы должны были обязательно отчитаться перед ОБХСС, не попортили ли мы государственное имущество.
Помню, как изумили нас итальянцы, которые для съемок в картине «Необыкновенные приключения итальянцев в России» закупили по пять «Москвичей» и «Жигулей» и били их безжалостно и беспощадно: одну машин разобьют – берут другую. Мы никогда себе такого позволить не могли.
– В этом фильме вы тоже выполняли трюки?
– Я их разрабатывал, ну и частично выполнял. Первоначально планировалось, что выполнять их буду я и моя команда, мы уже начали готовить машины, но итальянский продюсер настоял на том, чтобы трюки выполнял их каскадер Серджио Миони. Рязанов был вынужден согласиться.
Помню, как был потрясен наш итальянский коллега, когда вместо ремней безопасности, которые он потребовал для выполнения трюка, ему принесли пожарный рукав и объяснили: мы закрепим его двумя болтами к кузову – и нормально будет! Все советские каскадеры тогда этим приемом пользовались. О ремнях безопасности мы мало что знали, лишь в конце 1970-х они появились в СССР. А для Миони настоящие ремни прислали тогда из Италии.
«ЖИГУЛИ» – ПРЕКРАСНЫЙ АВТОМОБИЛЬ!»
– Травмы у вас случались? Как быстро вы возвращались в строй?
– В это, наверное, трудно поверить, но серьезных травм у меня не было. Думаю, это и везение, и – в большей степени – результат того, что каждый трюк я выверял очень тщательно, учитывая все, что может произойти на съемках, любые неожиданности. Какие-то моменты, конечно, случались. Но вообще, как правило, все аварии и травмы у автомобилистов бывают на отдыхе, а не на соревнованиях или съемках.
Просто многие расслабляются на отдыхе. Вот когда сбивал будку в «Тегеране-43», я был в корсете из-за перелома позвоночника. Заработал его в горах, на Эльбрусе. Рано утром катался на лыжах, в тени скалы был лед, которого я не заметил, вот я и покатился. Впереди – обрыв, я вынужден был упасть, упал неудачно. Однако через 25 дней я уже был на съемках «Тегерана-43».
– В обычной жизни, когда садитесь за руль, вы лихач?
– Я ездил и езжу чисто по правилам безопасности. С ГАИ у меня всегда были хорошие отношения. Самые высокие начальники ГАИ Советского Союза мне говорили: «Александр, ты нарушаешь, мы знаем, но ездишь аккуратно. Однако ты должен знать: мы всякие нарушения тебе простим, но с пьянством даже не подходи». Но они знали, что я не пью. Я даже не курил никогда.
– Говорят, вы до сих пор на «Жигулях» ездите. Это шутка, наверное?
– Никаких шуток. Вон во дворе машина стоит. Последние лет 20 на ней передвигаюсь. У меня обыкновенная шестерка. Но хорошо отрегулированная. На «Жигулях» очень удобно ездить. Я в них не ношусь как сумасшедший. Бросить могу, где хочу. Вообще «шестерки», «пятерки», «тройки» – прекрасные машины. Это я вам как профессионал говорю, повидавший много автомобилей и поездивший на них. Ну а для того чтобы прокатиться с шиком у меня есть «Форд-Мустанг»!