Корону Российской империи сломали, а машина Деточкина летела со скоростью 400 км/ч!
От внимательного зрителя ничего нельзя скрыть. Ни киноляпы, ни реквизит, кочующий из картины в картину. Скажем, крылатый конь, которого носил Новосельцев в «Служебном романе», «снялся» еще в «Бриллиантовой руке», «Ширли-мырли» и даже «Семнадцати мгновениях весны». А есть и другие подобные «звезды экрана»…
РЕЗВЫЙ ПЕГАС
Бронзовая скульптура «Персей и Пегас» больше всего запомнилась по фильму «Служебный роман». В качестве подарка сослуживцу ее выбрала Шурочка, которую сыграла Людмила Иванова, а таскает коня весом в 25 кг Новосельцев, то бишь Андрей Мягков. Кстати, пот у актера в этой сцене – самый настоящий, потому что поднимал и таскал весомый реквизит он самолично и без чьей-либо помощи.
Нашел эту лошадку на складе «Мосфильма» ассистент режиссера Евгений Цымбал. Показал Эльдару Рязанову – тот одобрил. Кстати, во время тех съемок бедного Пегаса уронили, после чего у него обломился кончик крыла. Потерю замаскировали пластилином, позже отреставрировали. А спустя много лет Людмиле Ивановой на каком-то празднике копию Пегаса подарил коллега по цеху Александр Феклистов.
«Только он размером поменьше, – рассказывала актриса. – Стоит у меня на подоконнике».
Ну а впервые крылатый резвый конь засветился аж в 1950 году – в фильме Михаила Ромма «Секретная миссия». В «Алых парусах» он стоит на камине, в пронзительной киноленте «Мой ласковый и нежный зверь» – в кабинете у издателя, в «Семнадцати мгновениях весны» – в доме Шелленберга. Но это все эпизодические роли. А вот в «Бриллиантовой руке» Пегас вышел и на первый план.
Помните слоняющегося без дела Горбункова, который зашел в магазин и поинтересовался у продавца: «У вас нет такого же, но без крыльев?»?
Ну а особо зоркие интернет-пользователи разглядели нашего коня даже в «Титанике»! За спинами Кейт Уинслет и Леонардо Ди Каприо в сцене, когда их герои встречаются на лестнице.
Кстати, копию работы скульптора Эмиля Ули Пико «Персей и Пегас» (1888 г.) может приобрести каждый.
ОДНА КОРОНА НА ВСЕХ
Для съемок фильма «Корона Российской империи, или Снова неуловимые» умельцы из Чехословакии сделали копию большой императорской короны, которая была непременным атрибутом на венчании всех русских государей, начиная с Екатерины II. В культовой киноленте Эдмона Кеосаяна враги революции пытались выкрасть реликвию из музея. Ну а в фильме «Молодая Екатерина» корону примерила на себя знаменитая британская актриса Джулия Ормонд.
В комедии «Самый лучший фильм – 2» царский головной убор снова похищают у Екатерины Великой. Режиссер фильма Олег Фомин, вспоминая съемки, отметил сложную и тонкую ювелирную работу легендарной короны:
– Если бы сегодня весь реквизит так изготавливался, было бы прекрасно! По сюжету герои бросают корону из рук в руки, а потом она и вовсе улетает в реку. Для этих сцен мы изготовили свою копию и весь экшен делали с ней. А на крупных планах снимали ту корону. Хотя мы все равно немножко ее повредили – откололи чуть-чуть. Но потом восстановили. А на площадке у нас даже шутка была, мы друг друга стращали: «Если с короной что случится, нам потом не хватит никаких гонораров, чтобы расплатиться».
КАМЕННАЯ БАБА
Статуя неизвестной красавицы «снялась» в фильме «Бег», где она красуется в оставленном белогвардейцами дворце.
В «Служебном романе» грустит рядом с рабочим местом Бубликова, в киноленте «Старый Новый год» украшает баню, куда отправились герои накануне праздника.
А вот в «Формуле любви» каменная девушка играет практически главную роль: в нее влюбляется молодой помещик Алеша Федяшев и мечтает оживить изваяние.
Второй режиссер фильма Юсуп Даниялов как-то рассказывал:
– Статуя была очень тяжелая, для того, чтобы ее двигать, требовался подъемный кран. Однажды мы установили фигуру на месте съемки, а потом оказалось, что в этот день снять ее мы уже не успеем. Мы понимали: если оставить фигуру на ночь, соседские ребята либо отломают у нее что-нибудь, либо надпись какую-нибудь оставят. Было решено выставить караул. Поскольку никто не вызвался, пришлось караулить мне самому. Я взял солому, соорудил стог и провел ночь с каменной бабой. Кстати, скульптор изобразил возлюбленную царя Соломона – это имя написано у нее на головном уборе.
В 1990-е ходили слухи, будто девушку у «Мосфильма» выкупил некий бизнесмен для личного пользования. Но это неправда, статуя до сих пор обитает на киностудии.
СЕМЕЙСТВО КОШАЧЬИХ
Запоминающиеся ярко-раскрашенные в лубочном стиле кошки-копилки стали полноценными героями фильма «Операция «Ы» и другие приключения Шурика». Трус (роль исполняет Георгий Вицин) торгует ими на рынке, затем тренируется на кошках усыплять сторожа хлороформом, бережно прижимая платок к носикам фигурок и укладывая их в ряд.
Ну а в картине того же Леонида Гайдая «Не может быть!» кошки – предмет интерьера в квартире, где проходит нетривиальная свадьба. Вдова режиссера, актриса Нина Гребешкова, рассказывала:
– Знаю, что кошки были изготовлены на заказ в мастерской специально для «Операции «Ы». Взял ли Леонид Иович хотя бы одну на память? Да что вы, он никогда ничего не приносил со съемок, даже когда я просила! Говорил: «Что я, воровать должен?»
«ВОЛГА» С СЕКРЕТОМ
Символ 1960-х годов – «Волга» ГАЗ-21 – больше всего прославился в фильме Эльдара Рязанова «Берегись автомобиля». Модели именно этой марки похищает советский Робин Гуд Юрий Деточкин (исполнитель роли Иннокентий Смоктуновский), чтобы вырученные от продажи деньги отправить в детские дома.
Актер во время съемок учился управлять автомобилем и в жизни предпочитал ГАЗ-21, считая эту машину самой надежной.
Двумя годами позже, в кинокомедии «Бриллиантовая рука», авто Деточкина стало тем самым легендарным «такси на Дубровку». А в киноленте «Три тополя на Плющихе» и вовсе выбилось в главные герои – почти все действие происходит в «Волге».
В современном кинематографе автомобиль получил интересную роль в фильме «Черная молния». В черном цвете ГАЗ-21 оказывается не просто ретромашиной, а секретной разработкой советских инженеров – «Волга» легко летала и развивала скорость до 400 км в час. Несокрушимый ретроавтомобиль участвовал и в съемках сериала «Оттепель» Валерия Тодоровского.
ШУБА С ЧУЖОГО ПЛЕЧА
Вычурный предмет гардероба вначале носил главный герой фильма «Илья Муромец». В кинокартине «Сказ про то, как царь Петр арапа женил» шубу прикинул на себя шут Балакирев.
Сыгравшему его актеру Михаилу Глузскому она была велика, как и задумывалось по сценарию – Борис Андреев, исполнивший роль Ильи Муромца, был значительно выше его. Художник-постановщик «Арапа» Игорь Лемешев рассказывал:
– Что-то документальное даже в историческом музее искать было бесполезно. О том, как люди тогда одевались, мы имеем представление по картинам Васнецова. Так что в том, что одна и та же шуба появляется в фильмах про Древнюю Русь и времена Петра I, нет ничего страшного.