Вещи рок-кумира уходят за бешеные миллионы.
В прошлом году довольно неожиданно с аукциона было продано большое количество личных вещей Виктора Цоя. Почему именно сейчас вдруг случился такой всплеск интереса к давно ушедшему из жизни рок-кумиру? Кто выставляет на продажу все эти вещи и как к торгам относятся родственники музыканта?
Паспорт, записная книжка и две рукописи песен, сделанные рукой Виктора Цоя, – именно так выглядели четыре лота аукциона «Литфонда», которые в сентябре прошлого года привлекли внимание почти всех СМИ. Откуда взялись эти документы? Кто и зачем вдруг решил их продавать?
По информации представителей «Литфонда», все вещи передал некий мужчина по имени Дмитрий, который представился давним и хорошим приятелем Цоя. Паспорт, по словам незнакомца, Виктор как-то забыл у него после совместной вечеринки. И документ, и остальные раритеты, как уверяет Дмитрий, пролежали несколько десятилетий за холодильником в его квартире на улице Рубинштейна.
Изначально за паспорт Виктора Цоя, выданный тому в 1979 году, просили 2,5 миллиона рублей. Однако в ходе торгов цена выросла до 9 миллионов. Сумма в истории российских аукционных торгов заоблачная, скажем прямо.
Записная книжка, в которой рукой Цоя записаны телефоны Бориса Гребенщикова, Майка Науменко и многих других музыкантов, чьи имена давно вошли в историю, ушла в итоге за 3 миллиона. Чуть дороже оценили черновик культовой песни «Перемен» – за него отдали 3,6 миллиона. А вот черновик другой композиции – «Любовь – это не шутки» – ушел всего лишь за 550 тысяч рублей.
В любом случае все вещи оказались проданы. Казалось бы, конец. Но не тут-то было! В декабре продажи вещей Цоя продолжились. На этот раз на аукцион были выставлены оригинал-макет дебютного альбома «45», предназначавшийся для тиражирования на «бобинных» магнитофонах, анкета Цоя для выезда в США, фотография рок-музыканта для студенческого билета и одно из последних его писем жене Марьяне.
Новые владельцы пожелали остаться неизвестными. Так что до сих пор непонятно, в чьи руки и с какой целью попали раритеты. То ли они осядут в домашней коллекции какого-нибудь страстного поклонника группы «Кино», то ли спустя время мы узнаем об открытии музея Цоя.
Как относятся к этим аукционам родственники музыканта? Со смирением. Ведь изменить в данном случае ничего нельзя. Они не могут ни запретить торги, ни выкупить какие-то документы (дорого, да и зачем?).
Однако с представителями аукционного дома родственники общаются. Например, узнав, что на торги выставлена записная книжка Виктора, родные попросили отсканировать все странички. А вот продажу паспорта отец лидера группы «Кино» назвал «чистым блефом». Пояснять свои слова Роберт Цой не стал, однако все поклонники дружно решили, что, видимо, этот документ – фальшивка. При том, что организаторы торгов уверяют: буквально каждый лот проходит у них тщательную и скрупулезную проверку, так что говорить о подделках не приходится.
– Всякие телодвижения в отношении Виктора совершают. Начинают продавать записки, паспорт. Словом, все, что касалось его руки. Но я ко всей этой шумихе отношусь холодно и безразлично, – прокомментировал отец рок-музыканта.
Вообще, с паспортом Цоя, проданным за нереальную сумму, история вышла не самая благонравная.
Коллекционер и эксперт Андрей Серегин, который уже многие годы по крупицам собирает всю информацию, связанную с именем Виктора Цоя, поведал журналистам, что, по его сведениям, в 1986 году у музыканта паспорт банально украли. Известно это по той причине, что именно в тот момент музыкант должен был ехать из Москвы в Ялту на съемки фильма «Асса», а паспорт – тю-тю! – сплыл в неизвестном направлении. Поэтому Цою пришлось отказаться от полета на самолете и по справке ехать на поезде – сначала в Москву, а потом в Симферополь.
– То есть совершенно понятно, что никакой «потери за холодильником» паспорта из-за забывчивости на чьей-то квартире не было, – уверяет Серегин. – Даже если предположить, что Виктор Цой действительно забыл свои вещи и паспорт в чьей-то квартире, то их обязательно бы вернули. Ленинградский круг рок-тусовки в те времена был достаточно узким.
В общем, неудивительно, что человек, который выставил этот лот на продажу, пожелал остаться неизвестным. Музыкант Алексей Рыбин, который когда-то вместе с Цоем основал группу «Кино», и вовсе считает, что продажа паспорта – действие само по себе аморальное, и те люди, к которым попал этот документ, должны были просто отдать его родственникам. Алексей уверен: деньги, полученные от продажи вещей Цоя, счастья продавцам не принесут.
Почему же именно сейчас вещи, принадлежавшие когда-то Цою, вдруг стали такими востребованными? Как рассказали представители «Литфонда», они и сами были удивлены тем ажиотажем, который вызвали торги.
Ведь, к примеру, автографы Цоя продавались постоянно и прежде. Но только в 2018 году к торгам был проявлен такой интерес. Есть мнение, что не последнюю роль в этом сыграл выход фильма Кирилла Серебренникова «Лето».
Да, картина многим не понравилась (в том числе и тем, о ком, собственно, идет там речь), однако посмотрело ее большое число зрителей. И как раз из-за нестыковок в «Лете» и началось бурное обсуждение жизни Виктора Цоя – было или не было, а если было, то как на самом деле?
Кроме того, о своем желании снять фильмы о Цое также объявили режиссер Алексей Учитель и все тот же сооснователь группы «Кино» Алексей Рыбин (он из музыкантов тоже переквалифицировался в режиссеры).
На волне этого безумного интереса вдруг и стали всплывать раритеты, когда-то принадлежавшие рок-кумиру.
– Люди, у которых десятилетиями лежали вещи, связанные с Цоем, увидели, насколько они востребованы сейчас. Появилось много предложений о продаже, – рассказывает глава аукционного дома «Литфонд» Сергей Бурмистров.
Например, неожиданно на торги был выставлен номер автомобиля «Москвич», на котором в 1990 году разбился лидер группы «Кино». Неизвестный покупатель отдал за него 2 миллиона. Кстати, продавали этот лот люди, которые лично вообще не знали Цоя. Когда-то очень давно они купили гараж под Юрмалой. Во время разбора завалов в нем обнаружили автомобильный номер. Пробили его по базе, выяснилось, что принадлежал он тому самому «Москвичу». Ну а когда на аукционе стали распродаваться вещи Цоя, хозяева гаража решили, что можно неплохо заработать. Так и случилось.
Впрочем, Виктор Цой – не единственный ушедший из жизни кумир, чьи вещи были представлены на лотах «Литфонда». Список знаменитостей, вещи которых оказались предметом торга в ушедшем году, насчитывает не меньше сотни фамилий. Радищев, Бальмонт, Достоевский, Чехов, Шаляпин, Есенин, Ахматова, Утесов, Высоцкий, Маяковский, Бродский…
Всего около 400 самых различных лотов. Но шумиху в прессе вызвал аукцион, связанный с Виктором Цоем.
Подобный шум, помнится, был несколько лет назад – когда Марина Влади выставила на торги вещи своего бывшего мужа Владимира Высоцкого. После аукциона многие осудили Марину, и ей пришлось оправдываться:
– Все, что продала, а именно: книги, картины, иконы, ожерелье – все это принадлежало мне. В том числе и загородный дом, и посмертная маска, которую делали при мне и по моему поручению. Последний стих Володи остался в России, как и все рукописи, и наша переписка. Я все продала, чтобы помочь своим детям и чтобы отойти от жизни потихонечку. Кто стареет – понимает. Это не значит, что я не борюсь. Но моя свобода, мой образ жизни – это все в том числе и за счет продажи моего имущества.
Тогда, в 2015-м, с аукциона ушло около двух сотен предметов, в том числе черновик последнего стихотворения Высоцкого и его посмертная маска. Самые ценные вещи приобрел Андрей Гавриловский, уральский бизнесмен, большой поклонник творчества поэта, он даже в центре Екатеринбурга построил небоскреб, который назвал «Высоцкий». Кстати, Гавриловский хорошо знаком с Мариной Влади, и не считает, что она сделала что-то ужасное:
– Вспоминаю разговор с Никитой Высоцким. Он сказал: отец скажет тебе спасибо за то, что эти деньги попали к Марине Влади...
• Аукционы, на которых продают вещи знаменитостей, для России пока еще в новинку. А вот на Западе, и уж тем паче в Америке, на продажу выставляют буквально все, даже воздух. В прямом смысле этого слова. Например, несколько лет назад на аукционе eBay «ушел» с молотка пакет, который был наполнен воздухом с концерта Канье Уэста. Причем неизвестный покупатель выложил сумасшедшую сумму в 60 с лишним тысяч долларов!
• Намного меньше удалось выручить за воздух Анджелины Джоли и Брэда Питта – якобы перед тем, как выйти на красную дорожку во время премьеры фильма «Мистер и миссис Смит», они вместе в течение пары секунд дышали в специально заготовленный пакет. Покупатель отдал за этот лот лишь 530 долларов.
• Прочие лоты кажутся и вовсе почти издевательскими. Если бы их реально не покупали! Так, за 5,3 тысячи долларов был продан… носовой одноразовый платок, в который высморкалась актриса Скарлетт Йоханссон. А в 12 тысяч долларов был оценен накладной ноготь Леди Гаги, который слетел с ее пальца во время концерта в Дублине.