Новый коронавирус, воцарившийся на планете, вызывает всеобщий страх и панику.
Государства закрывают свои границы, всюду объявляется карантин. Но человечество регулярно переживает подобные потрясения, когда какая-либо болезнь вдруг начинает захватывать огромные территории. История помнит множество пандемий, которые внезапно начинались и уносили тысячи и даже миллионы жизней…
11 марта 1918 года повар военно-тренировочного лагеря в американском штате Канзас Альберт Гитчелл проснулся от невыносимой боли в горле. Шатаясь от слабости, добрался до медпункта, где ему измерили температуру – она оказалась почти 40 градусов… Считается, что именно с Гитчелла началась эпидемия знаменитой «испанки» – опасной формы гриппа, которая буквально валила с ног всех заразившихся.
Господин Гитчелл, кстати, сумел вылечиться и прожил довольно долгую жизнь. Но откуда он заполучил вирус, так и не было установлено. Существует версия, что смертоносный грипп зародился в одной из отдаленных провинций Китая и оттуда вместе с китайскими мигрантами перебрался в США.
Первым заболевшим, как уже было сказано, оказался повар. Возможно, однажды он просто чихнул на приготовленную им пищу. В результате в военно-тренировочном лагере число заболевших вскоре достигло 500 человек. Люди заражались друг от друга по цепочке. Не было возможности пролечить их всех на месте. Поэтому, например, не «тяжелых», чуть подкашливающих солдат отправляли в другие части, а оттуда – прямиком на фронты Первой мировой войны. Так вирус проник в Европу.
В госпиталях лежали тысячи британских, французских, немецких и американских военных. Но страны, вовлеченные в боевые действия, предпочитали умалчивать об эпидемии. Лишь в июне генеральный инспектор здравоохранения Испании выступил с докладом, в котором рассказал о массовых заболеваниях неизвестной формой гриппа. Из-за этого болезнь и стали называть «испанкой».
Кстати, именно Испании пришлось тяжелее всего, тут оказалось рекордное количество заболевших. В связи с чем были приняты очень строгие меры профилактики: все школы закрыли на карантин, отменили мероприятия с участием большого количества людей, вход в общественный транспорт без марлевой повязки был запрещен. И тем не менее зараза продолжала свое победное шествие. В число заболевших попал даже король Испании Альфонсо XIII.
Надо сказать, что процент смертности был относительно невысоким. Но инфекция расползалась по миру с поразительной скоростью, проникнув даже в самые глухие уголки.
Всего вирусом заразились 550 миллионов человек. И около 100 миллионов умерли. А это составляло на тот момент примерно 5 процентов населения планеты.
Тяжелый недуг именовали еще «синей смертью». Дело в том, что болезнь вызывала острое воспаление во всех органах, но самый мощный удар приходился на легкие. Пациенты испытывали кислородное голодание, из-за чего их лица и кожные покровы приобретали синюшный оттенок.
По мнению многих историков, «испанка» стала одной из причин, по которой закончилась Первая мировая. Изможденные армии противников были не в состоянии вести полноценные боевые действия. Правительства воюющих стран стали заключать определенные соглашения. В итоге война закончилась. А вместе с ней... затухла и смертоносная пандемия!
Параллельно с «испанкой» по миру бродила и другая опасная инфекция – сыпной тиф. От которого больше всех пострадала Россия, поскольку тут шла Гражданская война. Беженцы и бойцы как Красной, так и Белой армий стали разносчиками инфекции. Всего сыпным тифом в нашей стране переболели тогда 30 миллионов человек. Из них 3,5 миллиона умерли.
Болезнь распространялась так активно, что борьбу с эпидемией взял в свои руки Владимир Ленин. У вождя пролетариата с тифом были личные счеты: в 1891 году от этого недуга умерла его сестра Ольга.
Новая вспышка заболевания была зафиксирована осенью 1918-го. В январе 1919-го смертность стала настолько высокой, что надо было принимать срочные меры. С подачи Ленина Совнаркомом был издан декрет «О мероприятиях по сыпному тифу», согласно которому к борьбе с эпидемией должны были подключиться абсолютно все врачи, фармацевты, фельдшеры, медсестры и санитары. В спешном порядке выделялись помещения под «заразные» госпитали.
Продовольствие, с которым в тот период были большие проблемы, первым делом направлялось в больницы. Кроме того, населению бесплатно раздавали мыло. Дезинфекторы постоянно обрабатывали чистящими средствами все места массового скопления людей – ночлежки, постоялые дворы, тюрьмы, вокзалы, гостиницы, казармы и так далее...
Особые меры по защите от эпидемии были приняты в Москве. Все, кто приезжал в город, должны были пройти полный осмотр у врачей. Проводилась также санитарная обработка вещей. А еще были организованы так называемые недели чистоты: все граждане обязаны были проводить уборку и санобработку в своих домах и во дворах.
Потом по квартирам ходили проверяющие и смотрели, насколько хорошо произведена уборка. Тех, кто ленился – наказывали. Например, урезали продовольственный паек.
Кстати, недели чистоты заканчивались всеобщим субботником на улицах города. В одном из них – 1 мая 1920 года – принял участие Ленин. Помните кадры, где он тащит на плече бревно?
Этот как раз с того мероприятия. То есть традиция субботников в стране появилась именно благодаря тифу. Борьба с которым продолжалась еще очень долго.
Эпидемия пошла на спад лишь в 1923 году. А полностью ликвидировать тиф в СССР удалось только в 1942-м – благодаря разработанной советским ученым Алексеем Пшеничновым вакцине. Ее стали применять во многих странах. Но, например, в США случаи сыпного тифа регистрируются до сих пор: там выявляется примерно 650 больных тифом ежегодно.
Холера известна еще со времен «отца медицины» Гиппократа. Этот ученый муж описывал симптомы заболевания: сильнейшая диарея и обезвоживание организма. Однако первая пандемия холеры началась в 1816 году. Эпицентром стала долина индийской реки Ганг, откуда холерный вибрион (бактерия-возбудитель) быстро распространился на территорию Азии, а затем и по всему миру.
Вспышки заболевания фиксировались на планете на протяжении многих лет. Всего с конца XIX века произошло семь (!) пандемий холеры. Последняя началась в 1961 году и продлилась аж до 1975-го. Она была вызвана более стойким к окружающий среде холерным вибрионом, который именовался Эль-Тор – по названию холерной станции, на которой был впервые обнаружен.
К 1970 году холера Эль-Тор охватила 39 стран мира. Особенно быстро она распространялась в тех регионах, где была слабо развита медицина, а качество воды, через которую чаще всего происходит заражение, оставляло желать лучшего.
Считается, что с холерой после 1975 года почти справились. Почти – это потому, что до сих пор остаются страны, в которых время от времени вспыхивают эпидемии этой болезни. Одна из последних эпидемий холеры началась в 2010 году на Гаити. И она продолжается до сих пор, то ненадолго затухая, то разгораясь с новой силой.
Это заболевание проявило себя во всей красе еще в 1930 году. Атипичным его стали называть потому, что симптомы отличались от тех, которые возникают при обычной пневмонии.
Вместо мокрого кашля и уплотнения в легких врачи наблюдают у пациентов совсем другую клиническую картину: возникает сильная головная боль, першит в горле, ноют мышцы. Да и возбудители у этого недуга – не привычные в таких случаях бактерии, а совсем другие микроорганизмы, которые «работают» в связке с вирусами. Кстати, родственными нынешнему коронавирусу!
Самое массовое заражение «атипичкой» произошло в 2002 году: тогда болезнь охватила сначала только китайскую провинцию Гуандон. Но власти КНР первое время скрывали информацию об эпидемии, каких-то серьезных мер никто не предпринимал. Поэтому болезнь в итоге вышла из-под контроля, быстро переметнулась на Гонконг и Вьетнам, а потом охватила другие страны и континенты.
Всего атипичная пневмония успела похозяйничать в 30 странах мира. Переболели тогда около 8,5 тысячи человек. Из них 900 человек умерли. Больше всего пострадали от «атипички» Китай, Гонконг, Сингапур, Тайвань, Вьетнам, Тайланд и Филиппины. Во всех этих странах есть традиция употреблять в пищу мясо летучих мышей.
А они, как оказалось, и являются основными распространителями болезни. Увы, нынешний коронавирус тоже передался человеку от летучих мышей, которых продавали гурманам на рынке в китайском городе Ухань.
Название было придумано прессой. Потому что в самом начале пандемии прошла информация, что новым штаммом гриппа, который начал укладывать в постель огромное количество людей, нас заразили домашние свинки.
Но эта версия так и не получила официального подтверждения. Зато было установлено, что свиньи могли заразиться гриппом от людей. Производители свинины потребовали переименовать «свиной грипп» в «мексиканский» – потому что заболевание начало распространяться с Мексики. Потом перекинулось на США. В конечном итоге пандемия затронула 140 регионов мира.
При свином гриппе стенки сосудов теряют эластичность, нарушается микроциркуляция крови. Вены и капилляры забиваются тромбами, что зачастую приводит к печальным последствиям, вплоть до отека головного мозга.
Жертвами свиного гриппа стали свыше 250 тысяч человек. Умерли 2637 заболевших. Кстати, в 2010-м парламентская ассамблея Совета Европы выпустила отчет, в котором раскритиковала деятельность Всемирной организации здравоохранения. По мнению евродепутатов, ВОЗ нагло преувеличила масштаб угрозы и внушила населению Земли необоснованные страхи.
Правительства разных государств потратили огромные деньги на приобретение вакцин, которые не пригодились в том количестве, в котором были закуплены. Да и вообще, мол, свиной грипп не страшнее любого другого вируса гриппа. Может, и с коронавирусом та же история?..