В чем она хотела признаться своим потомкам?
Одной из самых ярких участниц Бала дебютанток, который состоялся минувшей осенью, стала девушка с заграничными именем и фамилией – Элеонора Севенард.
При ближайшем рассмотрении оказалось, что она – дальняя родственница той самой балерины Матильды Кшесинской, о которой снял свой скандальный фильм Алексей Учитель. По документам, Элеонора – внучатая племянница Матильды. Но есть версия, что их родственные связи намного теснее, чем принято считать…
В этой истории так много белых пятен, что сегодня, на волне шумихи вокруг имени Матильды Кшесинской, каждый разрисовывает их сам – в меру фантазии и образования.
Еще несколько лет назад лишь историки да балетоманы знали, что вообще существовала такая балерина. А сейчас ее биография изучается с лупой в руках, и постоянно находятся все новые и новые сведения.
Так, недавно были расшифрованы дневники Матильды, в которых она детально описала все эпизоды встреч с будущим императором Николаем II. И документы раскрыли немало интересных деталей романа балерины и наследника престола.
18-летняя выпускница Императорского театрального училища Матильда Кшесинская была поражена обаянием 22-летнего Николая. Свои чувства и переживания она доверила дневнику. Тут и первая встреча, и краткие свидания, и поцелуи-объятия с наследником престола, да и просто повседневная жизнь и развлечения бомонда в царской России…
Тут сразу стоит пояснить, что в 1920 году Кшесинская эмигрировала в Париж, где преподавала в своей школе. Уже будучи в преклонном возрасте, решила написать мемуары и о своей жизни в России, и, конечно же, о романе с Николаем.
Дневники же Матильды Кшесинской, написанные ею непосредственно в 1890-е годы, были чудом спасены из особняка балерины, который разгромила революционная толпа. Записи попали в фонд Музея имени Бахрушина. Четыре тетрадки воспоминаний, свидетельств, страданий… Конечно, как и любая женщина, она где-то приукрашивала события, где-то делала их более романтичными. Однако несомненно и то, что, когда Николай II решил жениться, Матильда сильно расстроилась.
«Седьмого апреля 1894 года была объявлена помолвка Наследника Цесаревича с Принцессой Алисой Гессен-Дармштадтской, – пишет она в своих дневниках. – Хотя я знала уже давно, что это неизбежно, что рано или поздно Наследник должен будет жениться на какой-либо иностранной принцессе, тем не менее моему горю не было границ».
После романа с Николаем II у Матильды были довольно длительные отношения с великим князем Сергеем Михайловичем. И когда у нее родился сын Владимир, то отчество у него было – Сергеевич. Правда, когда позже Матильда вышла замуж за великого князя Андрея Владимировича, то отчество мальчику поменяли на Андреевич. А в свете и вовсе поговаривали, что именно великий князь Андрей Владимирович и был настоящим отцом ребенка – вроде как Матильда изменяла Сергею Михайловичу с Андреем Владимировичем.
Существует также версия, что у Матильды был не только сын, но и дочь – Целина. И вроде как рождена девочка была именно от Николая II, с которым, как уверяют нынешние наследники Матильды, связь никогда не прекращалась.
Об этой версии журналистам поведал Константин Севенард, отец юной дебютантки Элеоноры. Экс-депутат Государственной думы РФ и Законодательного собрания Санкт-Петербурга, он прошел войну в Афганистане, спасая ту самую знаменитую 9-ю роту, прославленную в кино. То есть явно не похож на человека, который способен на выдумки ради каких-то своих целей…
«6 октября 1910 года по приглашению Николая Матильда встретилась с ним в парке Константиновского дворца в беседке на острове, – рассказывает Константин. – Ее привезли туда на лодке. С ее стороны цель визита была вполне прозаической: у нее случился конфликт с директором Мариинского театра, который она хотела разрешить в свою пользу и перетянуть на свою сторону Николая. Он же имел другие намерения... Произошел эпизод близости. Я не думаю, что он был случайным. Николай действительно хотел ребенка от Матильды, здорового ребенка».
После этого Кшесинскую несколько месяцев нигде не было видно. Как уверяют современные потомки балерины, это время она провела в доме родного брата Иосифа и его жены в Асташкове, а вовсе не на гастролях в Англии, как гласит официальная версия.
По уверениям Константина Севенарда, малышку Целину зарегистрировали лишь осенью (хотя родилась она летом), а в качестве родителей записали как раз Иосифа и его жену, тоже Целину.
В подтверждение своей версии Севенард приводит сохранившееся архивное фото из Асташкова, на котором Матильда сидит боком, прикрыв руками живот. А также уникальные пленки 1914 года – на них видно, что трехлетней девочке Целине адъютантом Николая II оказываются царские почести в соответствии со строгим этикетом того времени.
Тем не менее, когда Матильда эмигрировала из России, девочка осталась в семье ее брата Иосифа. И вот об этой ветви Ксешинских стоит рассказать особо.
Родной брат Матильды, Иосиф Кшесинский (он ушел из жизни в 1942 году), тоже был танцовщиком. Работал балетмейстером Мариинского, а позднее – Кировского театра. Со своей второй женой, балериной Целиной Спрышинской, он познакомился, когда та была зачислена в труппу театра.
Их дочь Целина (которая, по уверениям этого клана, и является тайной наследницей Николая II) тоже могла стать известной танцовщицей. Она окончила балетную школу, танцевала на Мариинской сцене и вообще подавала большие надежды. Но довольно рано вышла замуж – за своего соседа по даче Константина Севенарда – и всю жизнь посвятила семье. Моталась за мужем по всей стране. Потом родились дети, которые занимали много времени. Так что о танцах она вспоминала разве что в своих мечтах…
Из троих детей Целины миру науки и политики известен Юрий Севенард, дедушка вышеупомянутой дебютантки. Он пошел по стопам своего отца, став инженером-гидростроителем. Также Юрий был депутатом Государственной думы. В июне 1991 года он баллотировался на пост мэра Ленинграда, но уступил Анатолию Собчаку.
На одном из архивных фото, где запечатлена Матильда, она стоит рядом с коляской и с большой нежностью смотрит на малышку внутри. И вот вам – неожиданные повороты судьбы. На этом же снимке присутствует пятилетний мальчик по имени Костя, сын соседей. Так вот: это и есть Константин Севенард, который позже женится на той самой девочке, лежащей в коляске.
Говорят, свою семейную тайну Матильда, которая прожила долгую жизнь, пыталась передать потомкам. Узнав, что в России живы представители ее фамилии, Кшесинская попыталась связаться с Юрием Севенардом. Она писала ему, что им необходимо встретиться, потому что ей надо рассказать ему о «важной тайне». Однако Константин Севенард, отец Юрия, узнав о послании заграничной родственницы, категорически запретил с ней встречаться, а письмо повелел сжечь.
Так о какой же тайне хотела рассказать Матильда? Может ли вообще версия о внебрачной дочери иметь право на существование? С одной стороны, то, что рассказывает Константин Севенард, выглядит довольно убедительным. С другой – очень смущает один эпизод.
Константин также поведал журналистам, что он, в поисках правды о своих родственниках, поехал в Гданьск. Там, на старом кладбище, чудом сохранился склеп дяди Матильды Кшесинской – графа Красинского. И вроде как под каменной плитой, в нише, он нашел документы, которые претендуют на уникальность.
Сверху, по уверениям Севенарда, лежал указ Николая II, датированный июнем 1917 года. В нем было написано, что «император делает своей имущественной наследницей и наследницей трона свою жену перед Богом светлейшую княгиню Красинскую». И это более чем странно, потому что, по официальным данным, княжеский титул и фамилию Красинские великий князь Кирилл Владимирович, который провозгласил себя Императором Всероссийским в изгнании, даровал Матильде и ее детям только в 1926 году, а светлейшей княгиней она стала и вовсе в 1935-м.
Также, по словам Севенарда, была найдена бумага о признании дочери Целины как рожденной в законном браке, и церковный документ о венчании с княгиней Красинской, датированный маем 1917 года. Как говорил Константин Севенард, все эти документы он, вернувшись в СССР, передал в ленинградский КГБ и больше их не видел.
Ну а пока Константин Севенард пытается доказать публике свою связь с Матильдой, его дочь Элеонора завоевывает столичную публику.
Она начала заниматься балетом в четыре года. Но тогда еще никто не думал, что это станет делом ее жизни – ведь параллельно девочка ходила и в художественную школу, и на музыку, и в бассейн. Однако с годами стало понятно, что именно балет ей ближе всего.
Когда Элеонора окончила хореографическое училище, ей поступило несколько предложений. Одно из них – из Большого театра. И после долгих раздумий она решила переехать в Москву. Первой сольной партией балерины стала вариация в Гран па в спектакле «Дон Кихот». Но также Элеонора, чтобы освоить репертуар Большого, танцует и в кордебалете. Так что, если хотите посмотреть на наследницу Матильды, вы знаете, куда идти.