Пушкин наводил ужас на бордели, а Гоголь заморил себя голодом до смерти.
Еще древнегреческие философы любили порассуждать на тему тесной взаимосвязи между талантом и сумасшествием. И склонялись к выводу, что все талантливые люди – непременно «ку-ку». Современные ученые не так категоричны. Однако биографии великих и знаменитых напоминают порой истории болезни. В них можно заглянуть - и узнать такое! Начнем с писателей...
В психиатрии существует целое направление – патография знаменитых личностей. Это описание того, кто из великих какими расстройствами страдал. И откуда эти расстройства могли взяться: наследственные они или приобретенные.
Например, Александр Пушкин, по мнению некоторых врачей, был явно неблагополучен в смысле душевного здоровья.
И это у него от предков. Прадед поэта по отцу – Александр Петрович – в припадке безумия зарезал свою жену, причем в тот момент, когда она рожала их ребенка. Ребенок остался жив, получил имя Лев. И вырос очень жестоким человеком. Свою собственную супругу он заточил в домашнюю тюрьму, где она и умерла от голода.
Отец поэта Сергей Львович был известен в свете как балагур и весельчак. Но в домашней жизни проявлял всю тяжесть своего характера: был раздражителен, мелочен и придирчив с близкими. Со всеми, кроме супруги Надежды Осиповны, которую признавал за главу семьи. Она происходила из рода Ганнибалов, родоначальником которого был негр Абрам, подаренный Петру I турецким султаном. И сам Абрам, и его потомки отличались крайней вспыльчивым и деспотичным нравом. Неудивительно, что Надежда Осиповна сумела загнать мужа под каблук.
«Отягощенная наследственность и по отцовской, и по материнской линии», – пишут психиатры – патографы Пушкина.
Александр Сергеевич изумлял окружающих своими странностями. Например, резкой сменой настроения: вот только что светился и был полон энергии, как тут же – бац! – уже мрачен и апатичен.
«Случалось удивляться переходам в нем», – писал близкий друг поэта Иван Пущин.
«Он был очень неровен в обращении: то шумно весел, то дерзок, то нескончаемо любезен, то томительно скучен, и нельзя было угадать, в каком он будет расположении духа через минуту», – сообщила в своих воспоминаниях одна из любовниц Пушкина Анна Керн.
Врачи, опираясь на эти описания, считают, что Александр Сергеевич страдал маниакально-депрессивным психозом, которому как раз и свойственны молниеносные переходы от возбужденного и веселого состояния к тяжелейшей хандре. Причем в возбужденном состоянии Пушкин впадал в такие крайности, что окружающие диву давались.
О его безудержных кутежах и многочисленных любовных похождениях судачил весь Петербург. В сексе светоч литературы был настолько похотлив, необуздан и циничен, что даже известная в Северной столице владелица публичного дома Софья Астафьева жаловалась в полицию на «безнравственность Пушкина», который «развращает ее овечек».
После женитьбы на Наталье Гончаровой патологическая сексуальность сменилась у поэта патологической ревностью. Стоило супруге просто вежливо заговорить с другим мужчиной, как Пушкину, по его же признанию, «кровь ударяла в голову». Психиатры считают, что маниакально-депрессивный психоз в этот период усугубился неким шизоидным компонентом. Что и привело поэта к смерти. Пуля Дантеса просто поставила точку в его истории болезни.
Николай Васильевич при жизни славился не только своим талантом, но и многочисленными странностями. Притчей во языцех стала его неряшливость: Гоголь редко мыл лицо и руки, носил грязное, пропахшее потом белье и совершенно не заботился о чистоте сюртука.
Все знали, что пишет свои произведения он только стоя из-за сильного нервного напряжения. А спит исключительно сидя, опасаясь, что в горизонтальном положении его примут за мертвого и похоронят заживо.
Когда же Гоголь не писал и не спал, он постоянно ходил. Чаще всего – по дому. Из комнаты в комнату, от стены к стене. По пути своего следования расставлял графины с водой и каждые 10 минут выпивал по стакану.
А иногда вся эта двигательная активность сменялась абсолютной апатией. Если не сказать – остолбенением. Николай Васильевич писал об этом так:
«Мною овладела моя обыкновенная периодическая болезнь, во время которой я остаюсь почти в недвижном состоянии в комнате иногда на протяжении 2-3 недель».
Писателя также посещали страшные видения.
Что за болезнь отравляла Гоголю жизнь? Об этом исследователи спорят до сих пор. Но большинство сходится в том, что причиной прогрессирующего расстройства психики могла стать... болотная лихорадка (малярия), которую автор «Мертвых душ» подхватил в 1839 году во время поездки в Рим. Инфекция затронула мозг. У Гоголя начались обмороки и галлюцинации, характерные для малярийного энцефалита. И чем дальше, тем больше трансформировалась личность. Вплоть до того, что его талант начал угасать. И тогда, видимо, Николай Васильевич решил угаснуть и сам. Во время очередного обострения – с припадками и видениями – он наотрез отказался принимать пищу. В итоге довел себя до смертельного истощения.
Склонность к психическим расстройствам получил по наследству и Достоевский. Биограф писателя Михаил Волоцкий не поленился и подсчитал: 329 представителей рода Достоевских страдали психическими заболеваниями.
Отец писателя был ярко выраженным психопатом: он терроризировал домочадцев и крепостных крестьян, при этом еще и пил запоями. Федор Михайлович, насмотревшись на папеньку, получил пожизненный иммунитет к алкоголю. Но у него развилась другая зависимость: он стал игроманом. Все доходы от литературных трудов либо проигрывал в казино, либо раздавал в счет карточных долгов.
Отец передал писателю также такие черты характера, как вспыльчивость, угрюмость, презрение к окружающим. Общаться с Федором Михайловичем было неприятно: он считал, что весь мир завидует ему и все хотят чем-то навредить. Мания величия и паранойя в одном флаконе.
Кроме того, Достоевского с детства мучили галлюцинации. Впервые это случилось, когда ему было всего 10 лет, – мальчик услышал «голос», который повторял: «Волки, волки!» – и испытал невероятный ужас.
Голоса в его голове раздавались потом регулярно, о чем Достоевский сообщал семейному врачу. Да и перед глазами мерещилось всякое. Идет, допустим, по улице и видит пожар. Которого на самом деле нет... Кроме того, в 16 лет, пережив какой-то стресс, будущий романист потерял дар речи. Она потом, конечно, восстановилась, но не в полном объеме. Писал Достоевский гениально, а в устном общении был косноязычен.
- Сергей Есенин был потомственным алкоголиком.
И алкогольный психоз стал главной причиной его скандальных подвигов. Есенин избивал своих жен, устраивал пьяные дебоши в ресторанах, отчаянно провоцировал драки. На него было заведено аж 13 уголовных дел за причинение телесных повреждений! Наверное, из-за этого поэт-хулиган стал панически бояться милиционеров. Впрочем, он кругом видел причины для страхов и подозрений.
«У Есенина всегда была болезненная мнительность, – писал Анатолий Мариенгоф. – Он высасывал из пальца своих врагов и каверзы, которые против него будто бы замышляли, и сплетни, будто бы про него распространяемые... У Есенина страх – кажется ему, что всякий или его обкрадывает, или хочет обокрасть. Несколько раз на дню проверяет чемоданные запоры. На поэтах, приятелях и знакомых мерещатся ему свои носки, галстуки. При встрече обнюхивает: не его ли духами пахнет».
Не раз «певца русской деревни» посещала белая горячка. И приносила с собой мысли о самоубийстве. Он ложился на рельсы, ожидая приближения поезда, пытался выброситься из окна, порезать себе вены осколком стекла, заколоться кухонным ножом. Каждый раз его спасали. Но в декабре 1925-го Есенин все-таки добился своего: повесился на трубе отопления в номере питерской гостиницы «Англетер».
- Покончил жизнь самоубийством и Владимир Маяковский, с которым Есенин, кстати, часто конфликтовал.
Но вот в выборе финала для себя они оказались солидарны. Маяковский застрелился. Причем у него, как и у Есенина, мысли о самоубийстве превратились в манию. Разговорами об этом он буквально замучил всех друзей и знакомых.
Установлено, что Маяковский страдал от обсессивно-компульсивного расстройства (синдром навязчивых состояний), был невротиком и часто впадал в депрессию. На фоне которой и произвел роковой выстрел – сам в себя из пистолета.
- А вот Марина Цветаева прервала свой земной путь, накинув на шею петлю.
Многие думают: она сделала это из-за депрессии. Но врач-психиатр Михаил Буянов считает, что дело в какой-то врожденной патологии. Марина стремилась к самоуничтожению всегда.
«Цветаева была изломанной от рождения, дисгармоничной, аномальной личностью, – писал Буянов. – Нечесаная, немытая, одетая черт знает как, погруженная в свои поэтические образы, она была не от мира сего. Не умела готовить, не могла заставить себя стирать, шить, заметать и т. д., т. е. делать то, что от природы положено делать женщине. Бесчисленные любовные письма, адресованные первым попавшимся людям, вызывают тоску. Она не останавливалась ни перед лесбийством, ни перед другими извращениями. И именно такой никчемной, не приспособленной к жизни психопатке был дан божественный поэтический дар».
- Ганс Христиан Андерсон – неврастения. Сказочник страдал от многочисленных фобий: боялся болезней, пожара, кораблекрушения, высоты, опоздать на поезд, потерять паспорт, забыть важные бумаги в книгах, оставить свечи непогашенными, принять ошибочную дозу лекарства и что письма попадут не в тот конверт.
- Александр Дюма-старший – гипоманиакальный психоз, при котором люди периодически отрываются от реальности и по несколько дней пребывают в плену радужных иллюзий.
- Оноре де Бальзак – истеричный психоз. Психопаты этого типа с болезненной маниакальностью стремятся быть в центре всеобщего внимания.
- Эрнест Хемингуэй – маниакально-депрессивный психоз, паранойя и алкоголизм. Покончил с собой выстрелом из ружья.
- Вирджиния Вульф – хроническая депрессия. Утопилась в реке, предварительно набив камнями карманы пальто.