В наследство от родителей мы часто получаем недвижимость, внешность и хронические заболевания.
Михаилу Ефремову, который до сих пор называл себя «веселым пьяницей», на вечную память об отце досталась тяжелая алкогольная зависимость…
После страшного ДТП, которое устроил пьяный в стельку Михаил Ефремов, страна разделилась на два лагеря.
Одни требуют справедливого суда за убийство человека, который погиб в этой аварии, и максимального срока наказания для виновника-актера. Другие просят снисхождения: мол, Миша – гениальный, талантливый, тонкий и ранимый, ну как можно его в тюрьму? Да и не виноват он, что пьет – это у него наследственное. Пожалейте, люди добрые, простите большого актера!..
Яблоко от яблони, как говорится, рядом гниет. Отец Михаила Ефремова, блестящий советский актер и режиссер, правда был запойным алкоголиком. Вспомнить, когда манера пропустить за ужином рюмочку перешла у него в привычку крепко выпивать почти каждый день, никто из близких не может. Казалось, так было всегда.
Олегу Ефремову было всего 25 лет, когда первая жена буквально сбежала от него. И причиной развалившегося брака она называла именно алкоголь.
– Я слишком устала от его пьянства, – объясняла актриса Лилия Толмачева. – Не могла видеть, как из тонкого, застенчивого – а Олег тогда писал стихи – и интеллигентнейшего человека мой муж превращается в нечто совершенно ужасное...
Спиртное давало Ефремову кураж, творческий подъем, накал, легкость, ощущение, что все по плечу. Он буквально фонтанировал идеями. Поначалу на съемках и репетициях в театре актер, конечно, пить себе не позволял. Но как только выдавались свободные дни – ни в чем себе не отказывал!
Его «индивидуальные праздники» могли длиться и несколько дней, и неделю кряду. Старшая дочь Ефремова Анастасия вспоминает, что гастроном на первом этаже дома, где они жили и куда отец спускался за очередной бутылкой, в народе тогда прозвали «ефремовским».
– Я видел, как Олег Николаевич Ефремов был не в себе, уходил в запой. Он в этом плане был больным человеком, – говорит худрук театра «У Никитских ворот» Марк Розовский, который много лет работал и дружил с Ефремовым-старшим. – Сам он знал о своем пороке, страдал и пытался управлять собой. Чувствовал, что вот-вот уйдет в запой, что не может больше держать себя. Помню, дней 12 не появлялся в театре, пил дома или где-то еще. С ним рядом были секретарша, доктор, очередная жена – они помогали. Затем возвращался как огурчик, свеженький, чистенький, и приступал к работе.
Но шли годы, и Ефремов все больше погружался в алкоголизм. Руководителю театра «Современник», а затем и МХАТа никто не смел сделать замечание, если он появлялся на работе пьяный. И чем крепче были напитки, тем раздражительнее, скандальнее и агрессивнее вел себя Олег Николаевич на людях.
– Олега Ефремова и Михаила Козакова, людей дикого темперамента, особенно в состояния опьянения, обуздать не могли. Единственным, кого эти два персонажа слушались в период запоя, был я, – рассказывает Александр Ширвиндт.
– Мне звонили из театра неожиданно, часа в два ночи, и говорили: «Если не трудно, подъезжайте. Олег Николаевич...» Я даже не дослушивал, что там, и перся. В это время великого Ефремова держали несколько человек… В состоянии крайнего опьянения он ногами бил машины, стоявшие у театра. Тогда машины были признаками неслыханного благополучия, а всяческое проявление роскоши его раздражало. Причем Олег так расходился, что бил и свою машину тоже.
Героя соцтруда Олега Ефремова в советские времена пытались вылечить от хронического алкоголизма. Да только никакие методы не помогали. Даже «кодировали» его – все без толку. А госпитализировать в психушку, как было, например, с актером Сергеем Шакуровым, Ефремова было нельзя – это же позор на всю страну! Так и мучился он сам, и все, кто оказывался рядом – коллеги, дети, многочисленные любимые женщины.
– А уж как нахлебалась с Ефремовым его последняя жена Аллочка Покровская! – вспоминала актриса Нина Веселовская. – Олег был законченным алкоголиком!
Притормозить его смогла только болезнь. Актеру поставили страшный диагноз – рак легких. Начались проблемы с сердцем, тромбоз нижних конечностей, сильно усохла одна нога. Отношения с выпивкой, рассказывают знакомые Олега Николаевича, ему пришлось свести к минимуму. Но это был «ефремовский» минимум! Говорят, за два года до смерти его дневной нормой была бутылка виски с минералкой и пачка «Мальборо». Совсем отказаться от спиртного и табака Ефремов так и не смог. Он умер в 72 года от закупорки сосудов. К тому времени его сын Михаил Ефремов уже крепко закладывал за воротник. Его история с алкоголем только набирала обороты…
Фото А. Ломохова