Бывший генеральный прокурор знает ответ на этот вопрос.
Сложно поверить, но со дня гибели Владислава Листьева прошло уже 25 лет. Специально к круглой дате было снято несколько фильмов. Каким предстал в них Листьев? И ответили ли они на главный вопрос: кому была выгодна смерть телеведущего?
Самая главная ошибка всех, кто сегодня вспоминает Владислава Листьева, – попытка сделать из него трагическую фигуру. В этом убеждена вдова телеведущего Альбина Назимова.
- Дико обидно, потому что многое из того, что писалось, противоречит вообще его сути, тому, ради чего и как он жил, - говорит она. - Трагическую смерть никто не отменяет. Но это не значит, что у него была трагическая жизнь. Влад вообще был одним из самых счастливых людей, которых я знаю. Когда пьет - удовольствие получает. Когда бросает пить – тоже...
То, что Влад Листьев жил часто только эмоциями, подтверждает и Константин Эрнст:
- Влад был гиперраздолбаем. Мог не прийти на съемку, на эфир. А иногда загулять так, что его разыскивали. Пару раз его собирались выгонять из ведущих. А потом Влад трансформировался, и во многом благодаря Альбине. Если бы он ее не встретил, наверное, остался таким же веселым раздолбаем, и вряд ли бы превратился в самого крутого телепродюсера и ведущего, каким был с 1990 по 1995 годы.
Еще одна ошибка, которую допускают многие биографы Листьева, – считать его и прочих «взглядовцев» единым целым.
- Они никогда не были командой, вообще ни одной секунды. Ни во время «Взгляда», ни после, - опровергает это расхожее мнение все та же Альбина.
И добавляет, явно намекая на кое-кого из коллег Листьева по «Взгляду»:
- Я знаю некоторых людей, их немного, два-три, жизнь которых стала гармоничнее и счастливее после того, как Влада не стало, потому что их перестала душить жаба, она слезла с их души.
- К началу 90-х они («взглядовцы». - Ред.) особо не разговаривали друг с другом. Накопилась куча вопросов, - вторит ей Эрнст.
Однако с этим не согласен Александр Любимов. В его воспоминаниях ведущие «Взгляда» как раз выступают единым фронтом, проводя вместе свободное время, устраивая «квартирники» и колеся по гастролям.
Про гастроли – отдельная история. По рассказам Любимова, регламент выступлений был такой: зрители присылали вопросы, «взглядовцы» – отвечали на них. Поскольку многие вопросы повторялись, у Листьева была специально заготовленная бумажка с ответами.
Например, вопрос звучал так: «Как вы относитесь к гомосексуалистам?» Влад какое-то время молчал, а потом неспешно отвечал: «Мы к ним не относимся». Трибуны взрывались аплодисментами…
Любопытную историю рассказали друзья и коллеги Листьева о передаче «Поле чудес». По мнению многих, эта программа – калька с американского телешоу «Колесо фортуны». Однако Альбина Назимова уверяет, что передачу никто «не снимал» с западного аналога. Вроде как Владу чуть ли не на пальцах рассказали о какой-то французской передаче, напоминающей «Колесо фортуны».
Позже идею с угадыванием букв «докрутили», вспомнив русскую игру «виселицу». Так появилось то самое «Поле чудес», которое, к слову, создавалось под Игоря Угольникова, но которое стал вести Листьев.
Еще одна история, которую каждый рассказывает по-своему, - о появлении знаменитых подтяжек Листьева, в которых он вел передачу «Час пик». Одни говорят: подтяжки Листьев подсмотрел у Фила Донахью. Есть другая версия: этот аксессуар позаимствован у Ларри Кинга. И только Альбина Назимова стоит на своем.
По ее словам, это она, выдавая утром мужу одежду для эфира (сам Влад лишь надевал то, что выбирала жена), подала ему именно подтяжки. Ни про Ларри Кинга, ни про Фила Донахью, уверяет Назимова, она тогда и не слыхивала.
И, конечно, авторы фильмов задаются главным вопросом: раскроют ли когда-нибудь то преступление 25-летней давности? Назовут ли имена убийц?
Константин Эрнст уверен, что Владислав погиб из-за разногласий, связанных с распределением рекламы на телевидении.
- Влад понимал, что существующая система продажи рекламы – дикое поле, что оно невозможно в современном бизнесе. Я пытался его остановить, говорил, что это правильно, но очень опасно. Мы на этой почве даже поссорились.
Коллега Листьева по «Взгляду» Александр Политковский выдвигает свою версию. Он уверен, что убийство было чистой случайностью, и не стоит в данном случае плести «теорию заговора».
- Что-то сделал или где-то ляпнул не то, считая себя кумиром, с которым ничего не произойдет. И ему сказали. Да, и показали...
- Это была многоходовка, - уверена Альбина Назимова. - Пытались вообще изменить судьбу канала. Забрать канал из-под тех, кто в тот момент им занимался. Влад был первой фишкой домино. Конечная цель была в другом месте, у меня ощущение, что люди туда не пришли...
Вдова телеведущего рассказывает, что незадолго до убийства Влад был явно чем-то напуган. Альбина вспоминает, как встревожился муж, когда она открыла дверь, не посмотрев в «глазок».
- Тогда он сказал мне, что происходят какие-то события, связанные с его жизнью, которые он не может мне объяснить. С его профессиональной жизнью, скажем так.
Удивительней всего оказались слова бывшего генпрокурора России Юрия Скуратова, который прямо заявил:
«Следствию известно все. Загадок в этом преступлении нет». Вот только имена заказчиков и убийц не объявил. Почему? Это так и осталось загадкой...
Фото КОММЕРСАНТЪ/FOTODOM