18.09.19, 13:15

Трагедия «Самоубийцы»

 

Пан Владек в «Кабачке «13 стульев», директор клуба в фильмах про Анискина….



 

У артиста Романа Ткачука было не так много ролей, и это – большая несправедливость, считает заслуженная артистка Зоя Зелинская. «Он был артист широчайшего диапазона! Настоящий гений! Ему просто не повезло», – уверена «пани Тереза».

До сих пор в Театре сатиры не утихают разговоры о таинственной смерти артиста. 

Ткачук был беззаветно влюблен в свою жену. И умер через несколько часов после того, как ее не стало. Что это – смерть от разрыва сердца? А может быть, самоубийство?..

«МОЙ ЯРКИЙ СОЛНЕЧНЫЙ ЛУЧИК»

Его жену звали Майя. Майка, Майечка – Роман всегда называл ее ласково. Казалось, ему трудно оторваться от нее даже на миг. Когда их видели вместе, Роман всегда нежно приобнимал жену за талию. Друзья замечали, что только в присутствии Майи Ткачук чувствовал себя «в своей тарелке» – одному ему было некомфортно. 

Майя Гнездовская сидела на всех его спектаклях, на одном и том же месте – в ложе для почетных гостей. Она тоже имела отношение к театру – работала на телевидении, в литературно-драматической редакции. Вечерами в семье обсуждали спектакли, и слова жены для Романа были даже важнее мнения худрука Валентина Плучека.

Женщины пожимали плечами: «И что он в ней нашел?» Майя была невысокого роста, худощавая, темноволосая, с резкими чертами лица. А вот Ткачук – настоящий красавец! Это на экране он играл нелепых недотеп...

Высокий рост, идеальная фигура и главное – отменное чувство юмора. Его обожали женщины, буквально преследовали поклонницы. Но в ответ на двусмысленные предложения Роман начинал рассказывать о жене, называя ее «мой яркий солнечный лучик»… Вкус любви и славы артист распробовал уже давно. Он стал знаменитым за тысячи километров от столицы. В Ташкентском драматическом театре...

ГОРДОСТЬ УЗБЕКИСТАНА

Александр Ширвиндт любил вспоминать о типичных гастролях Театра сатиры в Ташкенте. Заслуженные и народные артисты несколько дней трясутся в обычном пассажирском поезде. Усталые и всклокоченные, они выходят на перрон с одной только мыслью: добраться до гостиницы. Но…

На них бежит толпа с цветами! Люди пробегают мимо Миронова, Папанова, Державина, Селезневой… И бросаются к Роману Ткачуку, чуть ли не рвут его на части. Еще бы – ведь в Узбекистане Ткачук был самым известным артистом. В Ташкентском драматическом театре он переиграл все роли – от Раскольникова до Хлестакова. Посмотреть на него приезжали со всей республики. Роман обладал невероятной харизмой. Он играл так правдоподобно, что зрители едва удерживались, чтобы не вступить с ним в диалог.

В 32 года Ткачуку присвоили звание «Народный артист Узбекской ССР». Но ровно через год случилось, казалось бы, незначительное событие, которое полностью изменило жизнь артиста. Как-то среди зрителей драматического театра оказался Спартак Мишулин. Он гостил у своей мамы в Ташкенте и конечно же зашел посмотреть на местную знаменитость. Игра Романа его буквально потрясла. «Это настоящий сатировский актер!» – рассказывал Мишулин по возвращении в Москву.

Вскоре в Ташкент выехала комиссия из сатировцев – смотреть на Ткачука. Московские визитеры решили однозначно: надо брать!

НОВЫЙ ЛЮБИМЕЦ

Узбекистан Ткачук покидал неохотно. Как его примут в столице? Найдет ли работу жена? В Ташкенте Майя работала ведущей на телевидении, но в Москве – другие стандарты… Однако Майя сама настояла на переезде. Тем более что худрук театра пообещал ее мужу золотые горы. И действительно, Плучек был настолько очарован артистом, что почти весь репертуар подстроил под него. Роман тут же получил главную роль в знаменитом спектакле «Клоп». ..

На тот момент труппа театра стремительно старела: Весник, Папанов, Менглет… Средний возраст артистов приближался к 50 годам. Молодой Ткачук был как свежее дыхание, «Сатира» сразу ожила с его появлением. Но тут случилось то, чего Роман никак не ожидал.

В 1968 году в театр поступил начинающий артист Андрей Миронов. Так же, как недавно Ткачуком, Плучек очаровался молодым Мироновым. Репертуар театра снова был перекроен, главные роли Романа перешли новому премьеру. Такой кульбит – не редкость в актерской профессии. Но чудовищная несправедливость глубоко ранила артиста…

ФИГАРО И САДОВНИК

«Хороший артист Андрей Миронов. Да уж слишком любит играть», – пошутил как-то в адрес друга Александр Ширвиндт. В шутке была горькая актерская правда. При несомненном таланте Миронов был абсолютно всеядным артистом. Ему подвластно было все: комедия, драма, песни, танцы. К тому же, на беду коллег, он был отчаянным трудоголиком. Со скоростью ракеты Миронов носился между театром, съемочной площадкой, телевидением, концертами и гастролями. И всюду успевал!

Плучек прекрасно понимал, что с Ткачуком он обошелся несправедливо. Чтобы загладить свою вину, худрук дал артисту главную роль в спекаткле «Дон Жуан, или Любовь к геометрии». Но Миронова он все равно поставил во второй состав. Каково же было огорчение Романа, когда премьеру играл не он, а Андрей!

– Ткачук был и выше Миронова, и пластичнее, и так же талантлив. Но Андрей играл Фигаро, а Роман – садовника, – вспоминает Зоя Зелинская. – Роман со всеми его достоинствами был отодвинут.

И все же для Ткачука нашелся спектакль. В сложнейшей пьесе «Самоубийца» Роман играл главную роль. Эта постановка стала его визитной карточкой. Ради удачной роли Ткачук даже не побоялся ложиться в гроб, что считалось недобрым знаком среди актеров. Роман был готов на все, лишь бы применить свой талант.

КРАХ СЕМЬИ

Отсутствие ролей в театре Ткачук компенсировал кино и телевидением. Много лет он снимался в сверхпопулярной программе «Кабачок «13 стульев». Его пан Владек вызывал искреннее умиление. Активный и авторитетный на работе, дома он попадал под тяжелый каблук жены – властной и взбалмошной пани Терезы, которую играла Зоя Зелинская. Их диалоги строились на вечной иронии, бесподобно выходившей у Романа. Например, пани Тереза сообщала мужу, что идет позировать художнику для картины «Клеопатра и змея». «А с кого будут писать Клеопатру?» – бесхитростно интересовался Ткачук…

В реальной его семье все было совсем не так. Майя работала редактором на телевидении. Со стороны это была вполне благополучная пара творческих людей. Но со временем Роман стал замечать, что с его женой происходят странные вещи. Резкие перепады настроения, забывчивость, рассеянность. Ткачук уговорил жену показаться психиатру, и тот поставил диагноз: нервное расстройство.

Лечиться Майя решила старинным русским способом – небольшими дозами алкоголя. Со временем она перестала контролировать себя. Артисты Театра сатиры на гастролях не раз становились свидетелями неприятной сцены. Сразу после спектакля Роман шел в ресторан гостиницы, откуда буквально на руках выносил свою хрупкую жену.

– Был момент в Риге, – вспоминает Зоя Зелинская. – Роскошная гостиница, где жили актеры. После спектакля я вхожу туда. Ресторан закрыт. Сидит Майя, сидит Роман, стоит метрдотель и говорит: «Ну когда же вы уйдете?» Она не уходит. И он рядом с ней.

Постепенно и непьющий Ткачук начал прикладываться к бутылке. Лишнего артист себе не позволял – все-таки театр, съемки в кино. Впервые он сорвался, когда узнал, что у жены нашли рак…

ТЯЖЕЛЫЕ ВРЕМЕНА

Страшный диагноз Майе Гнездовской поставили в начале 1990-х. Опухоль была еще операбельной, поэтому лечение началось незамедлительно. Операции назначались одна за другой, Майя не выходила из больниц. Ее верный супруг дни и ночи проводил в больничной палате, уезжая только на спектакли и репетиции.

В лихие 1990-е их стало совсем мало. Театры стремительно сокращали репертуар. Как-то Плучек вызвал Романа в свой кабинет. Разговор предстоял серьезный. Худрук прикрыл дверь, налил себе воды и начал подготовленную речь. Он сказал, что бесконечно ценит Романа как артиста, но главная роль в спектакле «Самоубийца» ему уже не по возрасту, нужен более молодой герой...

Для Ткачука эти слова прозвучали как приговор. Зоя Зелинская, будучи соседкой по дому, не раз была свидетелем мрачного состояния артиста.

– Как-то подъезжаю к дому и вижу – на лавке сидит Роман. Грустный такой. Подхожу к нему, говорю: «Ром, что?» «Зоя, плохо, очень плохо», – отвечает.

Ткачука часто видели на той лавке. Домой его совсем не тянуло. Жена – в больнице, сын Никита и любимая внучка уехали в Америку. Работы не было.

– Рома не раз мне говорил: если Майя умрет, то он тоже жить не будет. Я думала, это фигура речи. А оказалось, что так и вышло на самом деле, – вспоминает Зоя Зелинская.

ДВА ГРОБА

Перед новым, 1994-м годом, Майю выписали из больницы. Пациентке сказали, что отпустили на праздники, а на самом деле – признали, что больше ничем не могут помочь. Рак победил, лечить его было бессмысленно.

9 января Майя Гнездовская умерла. Роман находился рядом. Женщина, которая последнее время помогала ему по хозяйству, предложила вызвать врачей, но актер резко ответил: «Оставьте нас в покое», – и ушел к себе в комнату. Придя на следующее утро, помощница увидела страшную картину: мертвый Ткачук лежал возле трупа своей жены…

Что же случилось в тот вечер? Почему умер артист? 10 января домработница нашла входную дверь открытой. Хозяин или выходил из дома и забыл закрыть дверь, или же открыл ее специально, чтобы другим было легче проникнуть в квартиру…

Рядом с супругами лежала пустая бутылка из-под спиртного. Могло ли ее содержимое стать причиной смерти Ткачука? Возможно, но результатов экспертизы нет. Этот вопрос так и остался загадкой. Умер ли известный артист от сильного потрясения или, подобно шекспировскому Ромео, отравил себя...

Прощание с супругами проходило в Театре сатиры. На сцене стояли два гроба – Майи Гнездинской и Романа Ткачука. По давней традиции их проводили аплодисментами.

Ткачуку было всего 62 года. Возможно, он сыграл бы еще много ролей, воспитал бы внучку. Но жена оказалась ему дороже всей жизни…

МАТЕРИАЛЫ ПО ТЕМЕ