16.07.17, 11:48

Тайна завещания Алексея Баталова

Почему культовый актер обделил свою старшую дочь? 

После ухода из жизни Алексея Баталова скандальной сенсацией стало его завещание. Выяснилось, что своей дочери от первого брака Надежде легендарный актер не оставил ровным счетом ничего…

Вообще-то, если уж говорить начистоту, скандал родился фактически на пустом месте. Алексей Владимирович не раз во всеуслышание говорил о том, что все свое имущество оставит младшей дочери. Объяснял: у Нади все есть – и здоровье, и работа, и муж, и дети-внуки. А Машу, инвалида детства с тяжелым диагнозом ДЦП, судьба обделила этими простыми радостями…

«ТО, ЧТО МАША НЕ ОПУСКАЕТ РУКИ – УЖЕ ЧУДО!»

Незадолго до ухода из жизни в разговоре с нашим корреспондентом артист признавался: «Живу ради Маши. Все, что у меня есть, принадлежит ей… Очень горько, что судьба ее так сложилась – родовая травма по вине врачей. В первые месяцы Маша развивалась как обычный ребенок. А где-то в полгода мы заметили, что она не может взять игрушку – руки не слушаются. И на ножки встать так и не смогла…»

Передвигается Мария, которой уже 50, на инвалидной коляске. Однако окончила школу и даже институт (заочно) – сценарный факультет ВГИКа: ее дипломную работу мастер курса Юрий Норштейн признал лучшей.

Выпустила два сборника рассказов, по ее сценарию «Дом на Английской набережной» сняли сериал. При том что тексты на компьютере Мария Баталова набирает одним пальцем, и это отнимает у нее очень много времени и сил – ведь руки по-прежнему не слушаются.

– Ее силе духа можно только позавидовать, – рассказывая о дочери, восторгался Алексей Владимирович. – Сама выучила французский язык. А сколько книг прочла – всю нашу огромную домашнюю библиотеку, мне до ее образованности и знаний далеко!

Каждый день часами занимается на беговой дорожке, пытаясь ходить. Каждый шаг – поступок. Маша не сдается на милость болезни, не поддается унынию. Хотя врачи – и российские, и мировые светила, к которым мы обращались, не оставили нам шансов, что дочка когда-либо встанет. Разве что чудо произойдет. Но то, что Маша не опускает руки – уже чудо!

«НАС РАЗВЕЛА ТЕЩА»

И все же после обнародования завещания актера стал актуальным вопрос: а что же Надя? И вообще, как складывались все эти годы отношения Баталова с его старшей дочерью.

- Первой моей женой была Ирочка Ротова, – рассказывал нам о своем прежнем браке Алексей Владимирович. – Мы знали друг друга с детства – наши дачи на берегу Клязьмы располагались по соседству.

Потом долго не виделись, встретились уже после войны в доме нашего общего приятеля Пети – сына писателя Евгения Петрова. И нас с Ирой закрутили чувства, мы быстро поженились. Я учился в Школе-студии при МХАТе, Ира – в пушно-меховом институте в Балашихе, хотя хотела пойти в Библиотечный институт имени Ленина – но ее, как дочь репрессированного, не приняли.

А развела нас теща Екатерина Борисовна. Ее девичья фамилия – Долбежева – этот факт как ничто иное характеризует. Она долбила, долбила дочь – что я на съемках кручу романы… Что было абсолютнейшей ложью – я работал с утра до ночи, и в гостиницу от усталости буквально приползал без задних ног, до романов ли тут.

Но у тещи своя «железная» логика: раз мужа нет дома неделями – как пить дать изменяет, а чего же еще можно делать ночами в другом городе? И «додолбила»: пока я был на очередных съемках, Ирочка полюбила другого, и вместе с нашей дочкой Надей ушла от меня.

Ира даже не пришла на премьеру фильма «Летят журавли» в Дом кино – хотя я ее ждал. Сам виноват – когда началась карьера артиста, то совершенно отошла на задний план роль мужа. Больше и рассказывать нечего – с первой семьей у нас разошлись пути. Хотя дочка Надя была любимой и долгожданной. Но я вечно торчал в Ленинграде, а она в Москве – я не мог уделять ей достаточно времени.

«О ДЕНЬГАХ МЫ НИКОГДА НЕ ДУМАЛИ, НЕ В НИХ СЧАСТЬЕ…»

А вот второй брак актера получился крепким. Полвека вместе! Это постоянство Алексей Владимирович себе в заслугу не ставил – отдавал дань жене Гитане.

– Она никогда не слушала, кто и что обо мне говорит, – рассказывал нам актер. – Хотя находились «доброжелатели», звонили с сообщениями, что, скажем, в таком-то городе у меня растет внебрачный сын. Или сразу два – близнецы. Гитана благодарила «за заботу», вешала трубку.

А мне не только не устраивала сцен, но и вообще ничего об этих звонках не сообщала. Когда родилась Маша и стало ясно, что у нее проблема со здоровьем, Гитана оставила свою успешную карьеру.

А ведь была потрясающей артисткой цирка, из знаменитой династии – в четыре года впервые вышла на манеж, уже в 18 ее имя звучало на мировом уровне! Но она выбрала семью. Если у нас и случались мелкие бытовые ссоры, то их тут же пресекала Маша – она очень не любит, когда повышают голос. Дочь и жена – они, конечно, главные хранители нашей семьи и моей жизни.

Рассказывал нам Алексей Баталов не только о духовном, но и о материальном. О чем сейчас, после его смерти, пошло столько разговоров.

- О том, сколько денег заработаю, какую сумму положу на банковский счет (а у меня его и не было!), мы не думали. И жена моя никогда разговора о деньгах не заводила. Притом что было время, когда Гитана зарабатывала в разы больше меня. Есть деньги – тратили, нет – сидели без них, и все равно были счастливы. Не в деньгах счастье…

Сейчас у меня есть вот эта квартира, где я доживаю свой век. И есть дача. Вот и все материальные ценности, что накопил за жизнь. Когда придет время уходить, все оставлю Маше. Будь моя воля, я бы ей и жизнь свою отдал, и свое здоровье. Но, к сожалению, у меня его (здоровья) и у самого уже нет… 

Фото А. Ломохова.

МАТЕРИАЛЫ ПО ТЕМЕ