В самом конце 1975 года телевизор порадовал грандиозной премьерой. 29 декабря, за два дня до Нового года, вышла уморительная комедия про проходимца, который переоделся в женское платье и выдавал себя за миллионершу. Хохотала вся страна. Однако никто даже представить не мог, что эти шутки будут смешны и через 40 лет.
Съемочная группа сразу прозвала этот фильм – «Тетка». «Тетку» запустили, «Тетку» сняли, «Тетку» утвердили, и так далее. Причем киношку эту никто не принимал всерьез.
Для деятелей самого важного из всех искусств «Тетка» была необременительной халтуркой, способом по-быстрому заработать. Почти все действие отснято в одном павильоне, в одних костюмах, в несложных декорациях. Случайно или нет, но на инсценировке хорошо забытой английской комедии собрались самые мощные таланты того времени. Причем не только актеры.
Смешные приключения мужчины в женском платье показаны камерой великого оператора Георгия Рерберга. Для знатоков там каждый кадр – вершина мастерства. Он был любимой камерой Тарковского и всего за несколько месяцев до «Тетки» закончил снимать «Зеркало». Но работать с Рербергом отваживался не каждый режиссер: это означало, что на площадке будут скандалы, драки и… женщины.
Кстати, именно он стал прототипом Виктора Хрусталева из «Оттепели». Но, в отличие от сериала, в реальной биографии оператора не случился счастливый финал. Рената Литвинова была последней любовью Георгия Рерберга. Она же стала последней, кто видел его живым.
– Случилось это в 1999 году. Мы с компанией зашли к нему, – вспоминает Рената, – он был совсем один. Отчаянно одинок. Просил не уходить, не оставлять его. Через день меня охватило нехорошее предчувствие, и я стала звонить ему, но его телефон не отвечал. В конце концов было принято решение сломать дверь в квартиру Рерберга. Там его нашли мертвым. Как сказали врачи, он умер от разрыва сердца...
Кроме гениальной камеры на «Тетке», как говорится, сошлись все «звезды». Неожиданно согласился пошабашить и суперпопулярный Михаил Козаков, и ведущий артист модного «Современника» Валентин Гафт, и кинодива Тамара Носова, и любимец женщин Армен Джигарханян. Все как-то удачно сложилось в тот летний киносезон 1975 года. Наверное, это все-таки была судьба. Но никто из «бригады» не предполагал, что из искрометных, веселых и безбашенных съемок выйдет неумирающий шедевр.
Что и говорить, большинство из нас знает Александра Калягина не по фильмам Михалкова и Швейцера, а по роли хамоватой тетки Чарлея из Бразилии. Трудно представить, сколько раз Сан Саныч слышал на банкетах шутку «Она любит выпить, этим надо воспользоваться», а в курилке – предложение закурить «по-нашему, по-бразильски». Эту роль артист недолюбливает, но, как бы то ни было, именно после нее он проснулся знаменитым.
Сейчас это звучит нелепо, но тетушкой Чарлея могли стать Евгений Леонов, Олег Табаков и даже Владимир Этуш. Все они одинаково колоритно смотрелись в женских платьях. Но режиссер настоял на малоизвестном тогда артисте. И ведь не прогадал!
Предложение сняться в комедии застало Калягина в совсем невеселое для него время. Его считали большим талантом еще в театральном, и после училища повезло – режиссер Юрий Любимов пригласил в уже прославленную Таганку. Да вот только ролей для юного дарования там не нашлось. Оно понятно, трудно выделиться на фоне Высоцкого, Филатова, Губенко. Но Калягин считал себя не хуже. С самооценкой у артиста всегда был полный порядок. Не давала принизить себя его Танечка – артистка Татьяна Корунова, в которую Сан Саныч был безумно влюблен.
Они поженились еще на втором курсе. Тайно, чтобы их любовь принадлежала только им. Безусловно, они были созданы друг для друга. Корунова – потрясающей красоты девушка, но без амбиций и самовлюбленности. Он – воплощенное честолюбие. Такие пары обречены на долгий брак. Но судьба распорядилась иначе. Случилась непоправимая трагедия, в которой Колягин обвинил себя.
1967 год, новый театральный сезон. На доске объявлений, как обычно, вывешивается список ролей артистов группы. И, как всегда, вначале идут Высоцкий, Филатов, Губенко, фамилия Калягин стоит где-то в конце, в братской могиле массовки. Уязвленный, он подает заявление об уходе.
Его Танечка тоже играла в театре «На Таганке». Ей вполне хватало ролей второго плана. Но как только ушел Калягин, Любимов уволил и ее. В отместку, как рассудили многие.
Корунова страшно переживала. Работу в другом театре она найти не смогла. Возможно, стресс стал толчком к росту злокачественной опухоли, от которой Танечка вскоре скончалась. На руках Калягина осталась четырехлетняя дочка. А через год после смерти жены умерла и мама артиста...
В общем, когда поступило предложение сняться в веселой комедии, артисту было совсем не до смеха. На руках – маленькая дочь, на личном фронте – пустота, на рабочем – тоже.
Но, как известно, самая черная ночь – перед рассветом. Калягин, который всегда считал себя драматическим артистом, переоделся в женское платье и насмешил страну. На целых 40 лет!
На роли влюбленных англичан режиссер Виктор Титов пригласил совсем молодых и неизвестных артистов. Некоторым из них повезло: имена по-прежнему на слуху. Красавицу Татьяну Веденееву, которая действительно обладала какой-то несоветской внешностью, приняли работать на ТВ. А Татьяна Васильева после забавной Энни не раз подтвердила свой талант.
Но куда делись другие исполнители? Оба молодых джентльмена? Блондинка Бэтти?..
«Племянник миллионерши», артист Михаил Любезнов, был самым знаменитым из молодого состава «Тетки». Наверное, сейчас бы его назвали мажором. Родился в знаменитой театральной семье: его отец – народный артист СССР Иван Любезнов, мама – Валентина Ладынина, родная сестра одной из самых ярких «звезд» сталинского кино Марины Ладыниной. В этой семье было все, что только могла получить тогда советская элита: внушительных размеров квартира, дача, автомобиль, одежда и еда из спецраспределителей. Миша не нуждался ни в чем.
После спецшколы ему ничего не оставалось, как пойти по стопам родителей – поступить в училище, а затем в Малый театр. Он, конечно, подавал надежды как артист, но все же без протекции знаменитого папы не обошлось. Авторитетный, к тому же обаятельнийший и компанейский Иван Любезнов замаливал словечко за сына перед самым высоким начальством, и ему не могли отказать.
Мише давали хорошие роли, в обход других начинающих артистов. В фильм «Здравствуйте, я ваша тетя!» Михаил и попал за свой шик, лоск и легкость, с какой он шагал по жизни. Но, к сожалению, небольшая роль племянника Донны Розы стала пиком его непродолжительной карьеры. Испытание славой Любезнов-младший не прошел.
После съемок в «Тетке» он в одночасье стал знаменитым. Его узнавали на улице, брали автографы, приглашали в веселые компании. Такая жизнь полностью устраивала Михаила. Он стал прогуливать репетиции в театре, отказывался от ролей в кино. А когда очарование славой прошло, началась затяжная депрессия.
О его забавном появление в кино уже успели позабыть, да и артист изменился. Шик и лоск как-то пропали, бывший артист стал все чаще прикладываться к алкоголю, и в результате его нашли мертвым. Была ли это передозировка или намеренное самоубийство – неизвестно до сих пор.
Роль Бетти для актрисы Галины Орловой тоже стала пиком карьеры. Вскоре после съемок она вышла замуж и посвятила себя двум дочерям и мужу. На съемочную площадку выходила редко и почти всегда в эпизодах. Когда дети подросли, Галина открыла приют для бездомных кошек. Актриса умерла 18 декабря 2015 года, всего за несколько дней до юбилея прославившей ее картины.
Олег Шкловский, блистающий в роли Джеки Чеснея, за свою жизнь перепробовал массу профессий. Из актеров он уходил в телеведущие, строители, преподаватели боевых искусств. Но в результате все равно вернулся в кино. Скажем, в сериале «Не родись красивой» Олег сыграл женолюбивого кадровика, да и сейчас время от времени снимается.
Фото Б. Кремера.