23.10.19, 16:58

Тостуемый пьет до дна!

Неелова объявила бойкот режиссеру, а Кухинке всех перепил

Фильму «Осенний марафон» в этом году исполняется 40 лет. Солидная дата – хотя картина до сих пор кажется очень современной. Ну а что: тема – вечная, да и лента давно стала классикой. Однако она могла быть совсем иной, если бы не стечение обстоятельств…

СЛУЧАЙНЫЙ БАСИЛАШВИЛИ

Сегодня уже даже сложно представить, что у главного героя «Осеннего марафона» – Бузыкина – могла быть другая внешность. А между тем режиссер Георгий Данелия, когда искал актера на главную роль, Олега Басилашвили вовсе не брал в расчет. Одним из основных кандидатов был Александр Калягин. И автор сценария Александр Володин не раз позже признавался, что это был бы лучший выбор. Однако художественный совет, отсмотрев пробы Калягина, единодушно признал их неудачными.

Позже эту роль «примеряли» на себя Леонид Куравлев, Станислав Любшин, Николай Губенко и еще с десяток актеров, чьи имена сегодня уже мало кто помнит. Как шутил потом сам Георгий Данелия, он перепробовал «всю актерскую сборную Советского Союза». Всю – кроме Олега Басилашвили. Его Данелия даже не приглашал на пробы, потому что был уверен: у того совсем другая фактура и амплуа. Нужен был вечно рефлексирующий интеллигент, который из-за своей бесхарактерности так и бегает по замкнутому кругу. А Басилашвили – чересчур самодостаточный и самодовольный…

За то, что фильм «Осенний марафон» открыл нам совсем другого Басилашвили, нужно благодарить ассистента по актерам Елену Судакову (кстати, многие актеры по-настоящему боготворили эту женщину за ее невероятное чутье). Это именно она без ведома Данелии вызвала Басилашвили на пробы. Причем даже словом не обмолвилась, что это исключительно ее инициатива. Актер взял билет на поезд Ленинград – Москва, приехал в столицу. И только войдя в кабинет Данелии на «Мосфильме», догадался: тот ни сном ни духом не ведает о том, что якобы желает видеть Басилашвили у себя на пробах. Слишком уж явно читалось выражение полнейшего удивления на его лице!

Тем не менее Данелия актера посмотрел. И остался при своем мнении: самодостаточен, даже несколько самовлюблен. «Красивый, самоуверенный, с хорошо поставленным голосом мужчина… Конечно, он не годится на роль скромного и безвольного переводчика Бузыкина», – вспоминал позже о своем впечатлении режиссер в книге «Тостуемый пьет до дна».

Так бы роль и «уплыла» от Басилашвили к какому-нибудь другому актеру, если бы вновь не вмешалась Елена Судакова. Когда Данелия встал и протянул руку со словами: «Приятно было познакомиться, спасибо, что нашли время», – она неожиданно вмешалась: «Георгий Николаевич, может, вы подвезете Олега Валериановича?»

Та поездка и стала решающей. Когда Данелия высадил Басилашвили у нужного дома, тот нерешительно замер перед проезжей частью.

«Мы проехали метров пятьдесят, машина остановилась на светофоре, – рассказывал потом Данелия. – Я посмотрел в зеркало заднего вида. Вижу: стоит сутулый человек и не знает, как перейти улицу. То дойдет до середины, то вернется на тротуар. Вечером на пробы я ехал уже с другим настроем».

КАПРИЗЫ НЕЕЛОВОЙ И УЖАС ВОЛЧЕК

Если с кандидатом на главную мужскую роль были серьезные проблемы, то героиню на одну из основных женских партий Данелия выбрал еще до начала съемок. Он точно знал: любовницу Бузыкина, одинокую Аллочку, должна играть только Марина Неелова. Поэтому и пробы на эту роль проводились больше «для вида» – для себя Данелия уже все решил.

Вот только работа началась с серьезного конфликта. Оказалось, что режиссер и актриса абсолютно по-разному видят эту роль. Неелова хотела показать глубоко несчастную женщину, Данелия же считал, что ничего такого драматического в ее жизни не происходит, так что не стоит «ломать трагедию». В итоге ожесточенных споров режиссер и актриса… просто перестали общаться друг с другом. А их посредником стал драматург Александр Володин.

Выглядел съемочный процесс довольно забавно. «Скажи этой артистке играть так, как мне надо, а не так, как она хочет», – говорил Данелия. «Я попробую выполнить нелепые требования режиссера, раз у нас в съемочной группе такая диктатура», – отвечала Неелова. К счастью, долго это противостояние не продержалось, оба пошли на уступки, мир на съемочной площадке был восстановлен.

Галина Волчек тоже была утверждена на роль без проб. Но ей, в отличие от Нееловой, было разрешено импровизировать во время съемок. Причина крылась вовсе не в доверии Данелии. Просто Георгий Николаевич считал Волчек своим талисманом. Галина была первой актрисой, с которой он работал как режиссер. Когда в 1956 году Данелия делал свой курсовой фильм – отрывок из «Золотого теленка», именно Галина Волчек и Евгений Евстигнеев, тогда еще студенты, согласились сниматься у него, причем абсолютно бесплатно.

Однако совместное сотрудничество в «Осеннем марафоне» чуть не довело Волчек до нервного срыва. Говорят, когда актриса увидела себя на экране, она ужаснулась: «Неужели эта мымра – я?» А больше всего ее расстроила родинка на носу – по мнению Галины Борисовны, она придавала ей сходство с какой-то бабкой-ежкой или болотной кикиморой. Так что вместо премьеры Волчек отправилась в клинику, где сделала операцию по удалению родинки.

ПЬЯНЫЙ КУХИНКЕ

Еще один актер, который не проходил кинопроб, а получил роль заочно, на самом деле к актерскому цеху не имел никакого отношения. Речь об исполнителе роли датского профессора Хансена, которого сыграл немецкий журналист Норберт Кухинке.

Сниматься в картине он вовсе не собирался. Ведь планировалось, что съемки будут проходить в Ленинграде, а немец работал собственным корреспондентом журнала «Штерн» в Москве. Как объяснить высокому начальству, что их подчиненный вдруг решил на время сменить профессию? Но Данелия всех убедил, и впоследствии руководство «Штерна» очень гордилось тем фактом, что именно их сотрудник стал первым западным корреспондентом, который снялся в советском фильме.

А вот самому Данелии было не до хорошего. Как только информация о том, что в СССР снимается немец из Западной Германии, докатилась до ГДР, в ЦК КПСС тут же пошли письма: неужели не нашли «своих», социалистических немцев? Ситуация усугублялась тем, что снимали Кухинке без разрешения советских партийных боссов. Правда, Данелия поначалу честно хотел получить «отмашку» от руководства. Поэтому написал запрос в Госкино. Оттуда пришел ответ, что нужно обращаться в Министерство иностранных дел. В МИДе ответили, что вообще-то такие дела должны решать в КГБ. А в КГБ посоветовали обратиться в… Госкино.

«Слава богу, тогда нашелся мудрый человек, который сказал мне: «Да снимай ты без разрешения!» – вспоминал режиссер. – Так мы и сделали».

Между прочим, Норберт Кухинке, даром что немец, умудрялся перепивать своих российских друзей. По воспоминаниям Данелии, лично он не мог в этом смысле составить конкуренцию Норберту, хотя и предпринимал несколько попыток. Вообще, Кухинке оказался странным немцем. Даже свой гонорар за фильм (а получал он, на минуточку, целых 120 рублей за один съемочный день – столько же, сколько Евгений Леонов), Норберт радостно спустил на пьянки-гулянки. Да и начало картины ознаменовалось для него серьезной попойкой.

«Норберт приехал вместе с Леоновым, который играл соседа, и вечером, когда я вернулся со съемки, пришел ко мне в номер с бутылкой коньяка, – рассказывал Данелия. – Мы познакомились. Я сказал, что коньяк разопьем после того, как его отснимем. Он согласился – дескать, тоже во время работы придерживается такого принципа... Потом Норберт сказал, что ляжет пораньше, чтобы завтра быть в форме, пожелал спокойной ночи и ушел. Но его ночь, как выяснилось, не была спокойной.

Утром горничная спросила меня: «Кто будет за стекло платить?» – «За какое стекло?» – «У этого, хиппи волосатого вашего». Выяснилось, что бутылка коньяка не оказалась лишней, потому что Норберт, а с ним еще несколько членов группы все-таки отметили его приезд. А ночью Норберту стало жарко, он хотел открыть окно. Окно не поддавалось. Он дернул посильнее, и стекла вылетели.

Начали снимать мы нашего гостя со сцены в лесу. После вчерашнего вид у Норберта был соответствующий: глаза красные, руки трясутся. Я послал ассистента за водкой и сказал Норберту, что у нас традиция: когда актер снимается в первый раз, он обязательно должен выпить полстакана водки».

После работы с Данелия Норберт Кухинке сыграл еще несколько эпизодических ролей – в картине «Борис Годунов» Сергея Бондарчука, в комедии «Настя» все того же Георгия Данелия. А также стал сам снимать фильмы – правда, документальные.

«ВЫ ПОДЛЕЦ, ГЕОРГИЙ НИКОЛАЕВИЧ!»

«Осенний марафон» свое шествие по экранам начал с серьезный награды. На кинофестивале в Сан-Себастьяне фильм получил главный приз – «Золотую раковину». Правда, радость от победы у Георгия Данелии была несколько омрачена реакцией переводчицы во время кинопоказа. Когда она поняла, что Бузыкин так и не ушел от жены, то с криком: «Вы подлец, Георгий Николаевич!» – пулей выскочила из зала. Позже выяснилось, что у этой дамы был долгий роман с женатым мужчиной, который, подобно главному герою «Осеннего марафона», все не решался порвать с прежней семьей.

Кстати, у самого Георгия Данелии примерно в то же время была похожая ситуация в жизни: он был женат на актрисе Любови Соколовой и встретил новую любовь, которая позже стала его законной супругой. Как-то режиссер даже признался: «Бузыкин – это я!» Своя любовная история существовала и у Марины Нееловой – широко осуждавшийся в узких кругах роман с Гарри Каспаровым.

Как ни странно, только исполнитель главной роли Олег Басилашвили не понимал: с чего вдруг такое внимание к страданиям Бузыкина? И вообще, как такое возможно: метаться между двумя женщинами, доставляя обеим невероятные страдания? Потому что в личной жизни у Олега Валериановича царила настоящая гармония: он очень любил свою супругу и жил с ней уже много лет. И тем не менее он оказался удивительно правдоподобен в роли Бузыкина… 

МАТЕРИАЛЫ ПО ТЕМЕ