Что осталось за кадром культового фильма.
В 1985 году «Зимнюю вишню» посмотрели миллионы зрителей. Простенькая на первый взгляд история про любовницу, которая хочет стать женой, пришлась по сердцу стране, которая стояла на перепутье и жаждала вкусить запретный плод. Женщины стали стричься, одеваться «под Сафонову». И даже не догадывались, какая трудная судьба досталась и фильму, и актерам, которые там снялись…
История безответной любви к женатому мужчине, который хочет сохранить и семью, и отношения на стороне, – вполне типичная. Автор сценария Владимир Валуцкий рассказывал, что написал ее «на одном дыхании за две недели». Однако все знающие коллеги сценариста были уверены: вдохновение тут ни при чем – просто Валуцкий, как никто другой, был в теме. Он же писал о себе...
Женой Валуцкого была прославленная актриса Алла Демидова, а дамой сердца – ее менее известная, но более молодая коллега Надежда Репина. Роман продолжался почти 15 лет, в нем кипели нешуточные страсти.
Когда в жизни Репиной появился итальянец, который с ходу сделал предложение руки и сердца, Валуцкий вроде бы решился на кардинальный шаг, даже дал слово, что уйдет из семьи. Но – как водится: слово дал, слово взял...
В общем, покинуть супругу Владимир так и не решился, и прожил с ней до конца своих дней.
Игоря Масленникова вся страна уже знала по киноленте «Приключения Шерлока Холмса и доктора Ватсона». Но тут была совсем другая история, и повторяться режиссер не хотел. На главную роль он с ходу утвердил Сергея Шакурова. А вот с героиней долго не мог определиться.
На роль Ольги пробовались Татьяна Догилева, Елена Сафонова и Наталья Андрейченко. В результате Масленников сделал выбор в пользу последней: актриса яркая, темпераментная – режиссеру казалось, что он нашел идеальную кандидатуру.
Однако съемки Андрейченко обернулись для Масленникова настоящей нервотрепкой, а закончилась вся эта эпопея и вовсе детективной историей.
Когда для Андрейченко и Шакурова уже сшили костюмы и определились с местом съемок, выяснилось, что актриса не может приехать в срок – она снималась в американском фильме «Петр Великий».
В киногруппе Масленникова вспоминают, что ждали Наталью очень долго, все надеялись, что вот-вот она вернется и можно будет приступить к работе. Тем более что для съемок было все готово. Но время шло, Андрейченко не являлась.
Чтобы зря времени не терять, решено было приступить к съемкам сцен с одним Шакуровым. Вот уже и с этим было покончено, а Андрейченко все нет! Тогда Игорь Масленников решился на крайнюю меру: попросил своих помощников связаться с киногруппой «Петра Великого» и спросить, когда же наконец освободится артистка.
Новость прозвучала как гром среди ясного неба – Андрейченко влюбилась в Максимилиана Шелла (знаменитого актера и режиссера) и вовсе даже не собирается приезжать.
– Поэтому Елену Сафонову пришлось вызывать на съемки в срочном порядке – просто, чтобы уже спасать ситуацию, – вспоминает Масленников.
С новой главной героиней тоже все складывалось непросто. Оператором на картине работал Юрий Векслер, муж актрисы Светланы Крючковой. Почему-то он был уверен: крупные планы у Сафоновой выйдут никудышными.
Векслер любил артисток ярких, эффектных, к коим, по его мнению, Елена не относилась. Мало того, и вся киногруппа с недоверием смотрела на «новенькую» – ее называли «серой и замученной». Но безвыходное положение обязывало. И тогда Векслер строго-настрого запретил Сафоновой курить – в ту пору актриса дымила как паровоз, и это, помнению оператора, сильно сказывалось на цвете ее лица.
Елена послушно выполнила его просьбу. Вообще показала себя на редкость спокойной, кроткой, покладистой актрисой. И постепенно завоевала доверие Векслера и компании. Впоследствии Юрий Абрамович отзывался о Сафоновой с неизменным уважением и даже отмечал, что ему очень понравилось работать с ее... крупными планами.
А вот Сергей Шакуров с заменой партнерши так и не смирился. Он категорически не хотел сниматься с Сафоновой и даже поставил Масленникову ультиматум: или я, или она.
Удивительно, но режиссер выбрал Сафонову. Ведь тем самым он поставил фильм на грань катастрофы! Много сцен, в которых был занят Шакуров, уже были отсняты, других вариантов на роль главного героя не было и в помине. В спешном порядке режиссер решил пригласить Виталия Соломина, с которым работал на предыдущей своей картине. И неожиданно попал в самое яблочко!
Любопытно еще и то, что справиться с ролью знаменитому доктору Ватсону также помог личный опыт. Коллеги по цеху судачили: дескать, как раз в это время у Соломина, который был женат и имел двоих детей, разгорался яркий роман с одной актрисой. Еще одно совпадение: как раз после выхода «Зимней вишни» Соломин окончательно вернулся в лоно семьи, и жена все ему простила.
Короткая стрижка Елены Сафоновой, как выясняется, стала чистой случайностью. По крайней мере Игорь Масленников был буквально шокирован, когда увидел актрису на съемочной площадке.
Дело в том, что на картине работала молоденькая девушка-парикмахер, которая умела стричь только мужчин. У нее долго не получалась классическая прическа – только испортила актрисе волосы. И тогда две женщины договорились на крайнюю меру – сделать короткую стрижку.
Как вспоминают участники съемочного процесса, режиссер поначалу страшно лютовал. Но со временем он понял: именно этот образ больше всего и подходит под прозвище героини – Малыш.
Миллионы советских женщин после выхода фильма отправились в парикмахерские с просьбой подстричь «под Сафонову». Но это еще что! Оказывается, и сценарий под Сафонову тоже пришлось немножко перекраивать.
По задумке автора сценария между главными героями должны были кипеть нешуточные страсти. Но Сафонова просто физически не могла истерить и кричать. И режиссер пошел на уступки: он разрешил актрисе вести себя в кадре так, как ей комфортно. Поэтому и получилась любовница интеллигентная, кроткая, тихая. Такая же, как сама Сафонова.
Интересно, что и в жизни Елена была той же «Зимней вишней». Продолжительное время актриса, будучи матерью-одиночкой, имела роман с женатым мужчиной. Их связь оборвалась, когда Сафонова встретила француза и уехала с ним за бугор. Правда, хеппи-энда тут не получилось. Более того, сына, рожденного во Франции, актрисе, которая в конце концов вернулась в Россию, не отдали. Для Елены это стало настоящей трагедией...