21.12.20, 12:14

Мастер и Маргарита: существует ли проклятие?

И почему все-таки умирали актеры?

В этом году сериалу «Мастер и Маргарита», который снял Владимир Бортко, исполнилось 15 лет. Когда-то режиссера отговаривали приниматься за эту работу: считается, что экранизировать великий роман Булгакова нельзя. Сериал давно уже вошел в историю отечественного кино, а споры вокруг «дьявольского проклятия» все не смолкают. Ведь столько актеров умерло…

Этот роман собирались экранизировать многие режиссеры. Эльдар Рязанов и Элем Климов вынашивали планы снять «Мастера и Маргариту» (каждый – свою версию) еще в конце 1980-х. По разным причинам не случилось. Александр Алов и Владимир Наумов после успеха фильма «Бег» по Булгакову тоже решились взяться за роман. И тоже отступились.

– Однажды ночью мне приснился сон. В квартире стоит вдова Булгакова и говорит мне: «Михаил просил передать, чтобы вы «Мастера и Маргариту» не трогали».
И она пошла к выходу, – рассказывает Владимир Наумов. – Я вскочил, по дороге зацепился и ударился коленом о тумбочку. А вдова стоит возле лифта и добавляет напоследок: «И вообще пусть никто не трогает»... Утром просыпаюсь, думаю, что за странный сон приснился. Смотрю на колено, а там огромный синяк. В общем, мы с Сашей от картины отошли...

Режиссер Юрий Кара не только приступил к съемкам «Мастера и Маргариты», но и снял картину.

Вот только увидеть результат долгие годы никому не удавалось... Этому фильму вообще не везло с самого начала. Во время съемок постоянно происходила чехарда с операторами: они то уходили по личным причинам, то просто пропадали. Всего за время работы над картиной их сменилось шесть человек.

Уже снятый фильм 14 лет пролежал на полке в ожидании своего часа – все эти годы шли разборки между режиссером и продюсером. Лишь в 2006-м «Мастер и Маргарита» был представлен на кинофестивале. До премьеры не дожили актеры Борислав Брондуков (Варенуха), Спартак Мишулин (Арчибальд Арчибальдович), Виктор Павлов (Бегемот), композитор Альфред Шнитке. У публики лента интереса не вызвала. Тех, кто смотрел эту экранизацию, можно пересчитать по пальцам. Да и те уверяют, что фильм получился настолько слабым, что и не стоило вообще выпускать его на экраны.

ТАИНСТВЕННЫЙ НЕЗНАКОМЕЦ

Владимир Бортко в мистику принципиально не верил. Поэтому неудачи других режиссеров, пытавшихся экранизировать «Мастера и Маргариту», не брал в расчет. Однако и ему поначалу пришлось столкнуться с неудачей: когда в 2000 году он приступил к съемкам и даже снял «пилот», выяснилось, что права на роман наследники Булгакова передали американцам.

Пять лет режиссер ждал решения этого вопроса. Когда же проблемы с правами были урегулированы и Бортко готовился к съемкам, произошел один странный случай.

– Я в тот день находился на Патриарших прудах. Проходивший мимо человек вдруг обратился ко мне: «Все равно у вас ничего не получится!» – и пошел дальше, – рассказывает режиссер.

Кем был тот человек, Бортко не знает, больше он его не видел. Но съемки, как уверяет режиссер, прошли без сучка и задоринки. Более того, по мнению Владимира Бортко, ему как будто даже сопутствовала удача. Например, погода, которая часто подводит съемочные группы и с которой договориться уж точно нельзя, «вела» себя как послушный актер: ни одной съемки из-за ее капризов не было отменено.

ОТКАЗ ЯНКОВСКОГО

Если Бортко в «проклятие романа» не верил, то вот некоторые актеры, которым он предлагал роли в своей картине, были настроены по-другому. Кто-то отказался от съемок сразу и категорично, кто-то – после раздумий. Поэтому в фильме не сыграли Александр Калягин (ему предназначалась роль Берлиоза), а также Владимир Машков и Евгений Миронов (оба могли стать Мастером).

Александр Панкратов-Черный, которому Бортко предложил роль Варенухи, сначала от участия отказался, а вот Степу Лиходеева сыграл.

Олег Янковский, по задумке Бортко, должен был исполнить роль Воланда. Актер долго думал. Но потом все же прислал свои извинения с отказом.

– Я не знаю, как Воланда играть. В каком костюме он должен быть. Хоть в книге его одеяние подробно описано, но это – литература. А когда на экране: почему он такой, а не другой? – объяснял позже Олег Иванович. – И, как ни странно, это слабая роль. Все происходит не с Воландом, а вокруг него. Просто пучить глаза, чтобы это убедительно получалось, я не хочу. Но главная причина: я считаю, что дьявола, как и Господа Бога, играть нельзя. Иисуса Христа – можно, он был реальным человеком.

А к этому нельзя прикасаться. Не ко всему роману Булгакова – к Воланду.

Парадокс судьбы: сыгравший Воланда Олег Басилашвили по-прежнему жив, а вот Олег Янковский ушел из жизни в 2009 году.

Хотя, справедливости ради, надо сказать, что с Басилашвили на съемках произошла странная история, объяснения которой нет. Во время монолога Воланда актер вдруг захрипел, а потом и вовсе потерял голос. Медики, к которым тут же доставили Олега Валерьяновича, диагностировали кровоизлияние в правую голосовую связку и прописали актеру полный покой и молчание на некоторое время.

А ведь еще намедни со связками у Басилашвили было все в порядке. Сам он, объясняя свое участие в картине, говорит о сыгранном герое так:

– Воланд – отнюдь не тот Сатана, который вводит людей в грех. Его компания прибыла в Москву, чтобы расставить некоторые ориентиры. Он совершает добрые поступки и является в какой-то степени союзником Иешуа. Да, он жестоко карает атеиста Берлиоза, который сеет неверие в сердцах граждан, мерзавца-стукача барона Майгеля. И в то же время Воланд делает все, чтобы поэт Бездомный задумался о жизни и стал ученым, историком или философом. А Мастера, пророка, и гения любви Маргариту из общества забирает в смерть. Недаром же эпиграф к роману – «Я часть той силы, которая желает зла и вечно совершает благо».

НЕЧИСТЬ ЗАСТАВИЛА!

Александр Адабашьян, который сыграл в сериале Михаила Берлиоза, хоть и попал в больницу с сердечным приступом, тоже считал все разговоры о мистике слишком преувеличенными. Члены съемочной группы, по воспоминаниям Адабашьяна, использовали «дьявольский шлейф» лишь для того, чтобы оправдать какие-то свои поступки.

– Например, когда мы собирались выпить, то шутили, что это сама нечисть нас заставила хлебнуть лишку.

Александр Филиппенко участвовал сразу в двух экранизациях «Мастера и Маргариты»: у Кары он сыграл Коровьева, у Бортко – Азазелло.

Причем предложение актер получил весьма неожиданно. Как вспоминал Филиппенко, он решил показать друзьям места съемок «Мастера и Маргариты». И, придя на Патриаршие пруды, почти нос к носу столкнулся с Бортко. «Ты Коровьева уже сыграл. Азазелло у меня сыграешь?» – спросил тот... Вообще-то, Филиппенко сыграл немало таких ролей, от которых принято отказываться – от Кощея Бессмертного до самой Смерти (в «Звезде и смерти Хоакина Мурьеты»). Поэтому о мистике в «Мастере и Маргарите» он говорит так:

– Самая большая мистика заключается в том, что не было еще ни одного интервью, где бы меня об этом не спросили. Никакой мистики не было – кроме того, что книга, которая считалась полуподпольной и полузапрещенной, стала теперь обязательной даже в школьной программе. Воистину рукописи не горят!

ЭТО КАКАЯ-ТО МИСТИКА!

Однако позже цепь трагических смертей все-таки заставила вспомнить о «проклятии Воланда». За месяц до премьеры при неизвестных обстоятельствах ушел из жизни Александр Чабан (он сыграл в сериале следователя, который разыскивает Воланда). Актеру было 47 лет, его нашли мертвым в собственной квартире. В одном из некрологов упоминается, что Чабан страдал от «наследственного недуга», однако никакого пояснения этим словам нет.

Уже после премьеры не стало еще одного актера – 38-летнего Павла Комарова, который в «Мастере и Маргарите» сыграл небольшую роль вора, укравшего на пристани одежду купавшегося поэта Ивана Бездомного.

В декабре 2006 года умер Станислав Ландграф, который в сериале появился в образе критика Латунского. С этого момента и пошли разговоры о мистике вокруг «Мастера и Маргариты». Ведь в сериале булгаковская Маргарита хотела прострелить ему сердце. А в реальной жизни Ландграф умер от сердечного приступа.

Ну а позже актеры, участвовавшие в картине, стали уходить один за другим. Кирилл Лавров (Понтий Пилат), Валерий Золотухин (Никонор Босой), Илья Олейников (финдиректор варьете Римский), Владислав Галкин (Иван Бездомный), Станислав Пряхин (карманник), Евгений Меркурьев (счетовод), Андрей Толубеев (озвучивал Алоизия Могарыча), Юрий Оськин (швейцар Николай), Галина Баркова (продавщица фруктов), Валентина Егоренкова (медсестра в дурдоме), Станислав Соколов (секретарь Понтия Пилата), Дмитрий Поддубный (агент НКВД), Станислав Фесюнов (швейцар магазина)… Вот далеко не полный скорбный список тех, кто по разным причинам умер в течение пяти лет после премьеры сериала.

Смерть Александра Абдулова от рака легких в 2008 году тоже связывают с «проклятием Воланда». Хотя Александр Гаврилович считал роль Коровьева настоящей актерской удачей.

«У меня было четыре подхода к этой роли, – вспоминал он. – Сначала мне Юрий Кара предложил Коровьева – я отказался. Потом Элем Климов начинал снимать «Мастера и Маргариту» и тоже позвал играть Коровьева, но у него что-то с деньгами не получилось. Потом было предложение Бортко в 2000 году. Он меня утвердил, но проект закрылся. Через четыре года Бортко снова меня позвал.

Я безумно благодарен ему за то, что он подарил мне встречу с любимой средой, с моим любимым миром. Такие роли бывают один раз в жизни. Из-за таких ролей я и стал заниматься профессией артиста.

Когда же актера спросили о мистике, он лишь посмеялся:

«Мистика начинается, когда ваш брат журналист подступит к обсуждению этой картины. Вот тут-то начнется шабаш, бал Сатаны. Всю мистику вы и придумаете. Когда мы снимали, никакой чертовщины не было».

Увы, в 2008 году, спустя три года после премьеры, Александр Гаврилович умер от рака. Конечно, его смерть тут же списали на «Мастера и Маргариту». Однако мистически настроенные киноманы считают, что в данном случае искать параллели нужно с другим фильмом. Ведь в своей последней картине «Ниоткуда с любовью, или Веселые похороны» Александр Абдулов играл роль художника-эмигранта Алика, умирающего от рака…

МАТЕРИАЛЫ ПО ТЕМЕ