О легендарном актере и режиссере рассказали его близкие и друзья.
В начале октября исполнилось 90 лет со дня рождения великого Олега Ефремова. Великого – во всех смыслах. Герой на сцене, герой-любовник в жизни. Его спектакли и громкие романы когда-то обсуждала вся страна…
– После ухода Ефремова в 2000 году в газетах и журналах чаще пишут о его многочисленных романах, нежели о заслугах перед искусством. Читать обидно, – начинает разговор Александра Ляпидевская – режиссер документального кино и подруга юности. – А ведь он создал театр. Да какой! «Современник» гремел! Люди с ночи занимали очередь, чтобы купить билет. А фильмы, в которых сыграл Олег Николаевич?! А актеры и режиссеры, которых воспитал как педагог?! Это все – он!
– Олег Николаевич был постоянно в работе – театр, и только он. Даже романы – исключительно для вдохновения – с актрисами своего же театра. А вот на семью времени никогда не хватало. Его сын Миша в нежном возрасте страшно обижался на невнимание отца, и в знак протеста сжигал под дверью их квартиры газеты и пакеты. Как говорил, «папке назло». Воняло страшно, соседи злились, ловили Мишу и даже, бывало, выписывали ему подзатыльников, – рассказывала одна актриса, учившаяся на одном курсе с Галиной Волчек и Игорем Квашой – теми, кто вместе с Ефремовым стоял у истоков «Современника».
– В 1972 году я поступала на режиссерский курс Олега Николаевича. Вы не представляете, сколько было желающих туда попасть! – вспоминает драматург, сценарист и режиссер Надежда Птушкина. – Настолько популярен был Ефремов. Невозможно даже протиснуться между людьми по тротуару перед Школой-студией МХАТ!.. Несколькими годами ранее вышел «Мастер и Маргарита» Михаила Булгакова, и в моду вошло слово «мастер». Так вот Олега Николаевича одним из первых стали называть мастером.
Была, конечно, и другая сторона медали – мастер выпивал. Мог пропасть на несколько дней, на неделю – выпасть из учебного и рабочего процесса.
– А пили в «Современнике» все, от мастера до последнего рабочего сцены, – вспоминает актер Алексей Самойлов, служивший в знаменитом театре в 1970-е. – Это была своего рода дань моде, советская «культура пития». Ну, плюс творческое общение, молодость, кураж…
Здоровье у мастера было, прямо скажем, не богатырское. Едва перевалило за 50 – начались серьезные проблемы с легкими, отказывали ноги.
– Отец начинал лечиться, но едва становилось немного лучше, тут же лечение бросал. Он не довел до конца ни одного лечебного курса, – вспоминает дочь мэтра Анастасия Ефремова. – О смерти он никогда не заговаривал и, полагаю, всерьез не думал – казался себе бессмертным. Во всяком случае, завещания семье он не оставил.
– Мастер был неэмоционален и немногословен, – вспоминает ученик последнего ефремовского выпуска в Школе-студии Сергей Новиков. – Но он давал нам очень многое в смысле знаний и умений. С первого курса мы все уже работали в театре – в спектаклях выбегали в массовке. Мастер сам ставил спектакли. Хотя тогда болезнь его достигла высшей точки, и он даже ходил на занятия и репетиции с кислородной трубкой и баллончиком. Продолжал работать до последнего. Когда мастер умер, театр осиротел. «Ефремовская школа» – с пиететом, уважением говорят в театральных кругах о тех, кто у него учился.
Под свое крыло в театре Ефремов когда-то собрал лучших артистов: Смоктуновский, Борисов, Калягин... А вот с Евгением Евстигнеевым, после многих лет сотрудничества и дружбы, поссорился.
Тот как-то снимался в кино, попросил отпустить с репетиции – Ефремов отреагировал резко: «Бросай ты уже эту ерунду!» Он не считал кино большим искусством. А Евстигнеев обиделся на пренебрежительный тон.
Олегу Ефремову ставили в вину и раздел МХАТа в 1987-м. А также уход из жизни, в том же году, кумира советских зрителей Леонида Харитонова (легендарный Солдат Иван Бровкин). Ефремов не давал ему ролей в театре, затем вовсе уволил. Харитонов слег с инсультом и больше не поднялся.
Худрук виновен или театральный мир с его суровыми законами? Вот мнение Надежды Птушкиной:
– Во время учебы в Школе-студии МХАТ я находилась довольно близко к театру, имела возможность наблюдать его быт, атмосферу. Самая простая и очевидная вещь заключалась в следующем: неадекватно огромная труппа штатных артистов. Пусть построили еще одну сцену. И что? Для такой труппы нужны стадионы!
Именно количество штатных единиц парализовало художественную деятельность Ефремова. Не знаю, было ли это наилучшее решение – разделить труппу. Но не было озвучено никакого другого возможного выхода...
Да, раздел МХАТа – самая большая катастрофа в жизни российского театра XX века. Но умер Ефремов – и умер МХАТ. Увы, не осталось достойных учеников такого масштаба. Но! Остался Михаил Олегович Ефремов. На мой взгляд – лучший артист нашего времени. И если ему повезет с репертуаром, Михаила с полным правом можно будет назвать гениальным артистом. Вообще, Михаил Ефремов – это лучшее, что оставил нашему театру Олег Ефремов…
Фото Б. Кремера.