Что осталось за кадром главного музыкального конкурса страны
В этом году в Москве состоялись Летние Олимпийские игры. От которых генсек Леонид Брежнев поначалу хотел отказаться: слишком дорого и хлопотно. Но его все таки уговорили. И столицу в короткий срок застроили новыми спортивными объектами, гостиницами и ресторанами. Сами Игры прошли на высшем уровне. А их музыкальное эхо отгремело, конечно же, потом и на «Песне года».
На «Песне года» , разумеется, не могли обойтись без прощального гимна Олимпиады – «До свиданья, Москва». Его исполнили дуэтом Лев Лещенко и Татьяна Анциферова, чьи голоса прозвучали и на церемонии закрытия.
Плакали тогда, кажется, все, включая генсека Брежнева.
На трибунах становится тише,
Тает быстрое время чудес.
Да свиданья, наш ласковый Миша,
Возвращайся в свой сказочный лес!
Под эту песню надувной Мишка – талисман московской Олимпиады – поплыл ввысь. Хотя изначально его отлет к облакам не планировался. Русский медведь должен был остаться и передать эстафету белоголовому орлану Сэму – талисману Олимпиады в Лос-Анджелесе. Но так уж вышло, что США и их союзники объявили бойкот Играм в Москве из-за того, что советские войска вошли в Афганистан. Поэтому из церемонии прощания убрали орлана Сэма.
И от песни, которая называлась «До свиданья, Москва! Здравствуй, Лос-Анджелес!», решили отказаться. Ее авторам – Александре Пахмутовой и Николаю Добронравову– предложили сочинить нечто принципиальное иное. Мелодичное и лиричное. Объяснили, что под их произведение талисман отправится в небо. Но попросили держать это в секрете. Поэтому Лев Лещенко, которому Пахмутова предложила исполнить свое произведение, был сразу огорошен фразой: «Медведь в финале не улетает, ты не думай!» Хотя в песне нет и упоминания об отлете косолапого.
Когда Лещенко уже сделал запись в студии, решили, что неплохо было бы дополнить мужской вокал женским. И пригласили Татьяну Анциферову . А потом еще и ансамбль «Пламя». Из трех записей сделали микс, который потом на закрытии Олимпиады и поразил зрителей в самое сердце. А вот Лев Валерьянович не раз признавался, что песенка ему показалась – так себе:
– Посчитал, что это очередное прикладное произведение к спортивному событию. Но она стала очень популярной! Ее постоянно крутили на радио. Кстати, на закрытии Олимпиады-2014 в Сочи композиция про Мишку тоже прозвучала. И, как и тогда, в 1980-м, – многие зрители, услышав ее, плакали…
Это сейчас Вахтанг Кикабидзе всячески демонстрирует свою брезгливость ко всему советскому и российскому . А когда-то знаменитый грузин очень гордился тем, что его позвали выступить в «Песне года». Причем в 1980-м Кикабидзе еще не был широко известен, как вокалист. Он снимался в фильмах и был любим советскими зрителями прежде всего как актер. Да и власти ему благоволили: за «Мимино» одарили Госпремией, за «ТАСС уполномочен заявить» – премией КГБ СССР.
Но актер всегда мечтал прославиться еще и как певец. Может, гены не давали покоя: певицей была его мама Манана Багратиони, и Буба (известное прозвище артиста) упорно стремился пойти по ее стопам. В юности он выступал в составе грузинского квартета «Диэло», позже перешел в ансамбль «Орэра». И вот, наконец, в 1980-м композитор Георгий Мовсесян специально для Кикабидзе написал песню «Мои года – мое богатство», с которой тот и решил начать сольную карьеру .
Старт получился звездным – песня сразу же пришлась по душе публике. Несмотря на то что по смыслу не очень-то соотносилась с исполнителем: текст вроде написан от лица пожилого мужчины, а Кикабидзе на тот момент было едва за 40... Но пел он великолепно! Поэтому и попал в программу главного фестиваля страны. Той страны, которую, как артист признался позже, «он всегда ненавидел».
«КРЫЛАТЫЕ КАЧЕЛИ»: ХИТ ВОПРЕКИ
Когда режиссер фильма «Приключения Электроника» Константин Бромберг обратился к Евгению Крылатову с просьбой написать песню, тот заартачился: «Что за Электроник такой? Я не пишу электронную музыку. Нет-нет, это не мое!» И взялся за работу, только когда его заверили: музыка может быть любой: необязательно электронной. Главное, чтобы песня в итоге получилась про детство – что-нибудь возвышенное, проникновенное... Мелодия вышла что надо, и довольный Крылатов позвонил Юрию Энтину с просьбой сочинить текст.
«Возвышенное, проникновенное?! Нет-нет, я такое не пишу!» – воскликнул в свою очередь поэт. Он действительно сочинял тогда в основном хулиганистые стихи типа «Я с детства был послушным ребенком золотушным». Но Крылатов все-таки уговорил мастера пера попробовать себя в другой тональности. И тот попробовал.
Вспомнил, как в детстве вместе с друзьями ранней весной совершал набеги на парк аттракционов, который был еще закрыт. Пролезали через дыру в заборе и раскачивались на огромных качелях-ладьях, долетая, казалось, до облаков... Так и появились в припеве «крылатые качели».
Песню поручили исполнить Елене Камбуровой. Перед записью в студии ее попросили представить себя 10-летним хулиганом. Артистка кивнула. И запись получилась безупречной с первого дубля! Но случилось страшное. Когда песню прослушал режиссер Бромберг, он помрачнел и буркнул: «Это полное дерьмо! Всего ожидал. Но не такой гадости!»
К счастью, переделывать запись было уже некогда. И после премьеры фильма на ТВ «Крылатые качели» стали хитом. Который сначала попал в «Песню года». А уже потом – во все сборники лучших детских песен.
Малиновки заслыша голосок,
Припомню я забытые свиданья:
В три жердочки березовый мосток
Над тихою речушкой без названья...
Эту композицию сочинили опытные хитмейкеры – поэт Анатолий Поперечный и композитор Эдуард Ханок. Мало кто знает, что первой «Малиновку» исполнила солистка ВИА «Песняры» Людмила Исулова. Песня тогда звучала в джазовом варианте, в сопровождении саксофона, и особой популярности не завоевала. Хотя запись иногда крутили в ресторанах. Там ее и услышали музыканты ансамбля «Верасы». Руководитель коллектива Василий Раинчик сразу разглядел в незамысловак той песенке будущий хит и заявил, что «Верасы» возьмут произведение в свой репертуар. Солистка ансамбля и жена Раинчика Ирина Цветкова возмуатилась: «Мы что, опустимся до такого уровня? Будем на всю страну эту убогую песню петь?»
Другая солистка – Ядвига Поплавская – тоже была не в восторге. Но именно она придумала, как улучшить невыразительную на ее взгляд «Малиновку»: во вступлении вместо саксофона появилась «птичья» трель. Для этого Поплавская позаимствовала у своей маленькой племянницы детскую свистульку, которую надо было наполнять водой. И песенка заиграла новыми музыкальными красками!
Правда, вода из свистульки во время исполнения разбрызгивалась во все стороны. И у артисток из-за этого на концертах размазывалась тушь. В итоге свистеть доверяли только Поплавской – ведь она выступала в очках.
Когда «Верасы» представили «Малиновку» в новой аранжировке на главном музыкальном конкурсе, их коллеги – «Песняры» – кусали локти. Такой хит упустили!
Николая Гнатюка как-то раз выдвинули представлять СССР на конкурсе в Сопоте. Певец закручинился: у него не было подходящей песни. Требовалось что-то заводное, а у артиста в репертуаре – сплошь лирика. Проблему вызвалась решить одна из музыкальных редакторов на радио –Людмила Дубовцева. Она «покопалась» в музыкальных закромах родины и в фильме «Долгая дорога в дюнах» нашла зажигательную мелодию, написанную Раймондом Паулсом. Слова к ней попросили сочинить Андрея Вознесенского. Тот, узнав, что Гнатюк прекрасно играет на барабанах, сразу выдал строчки:
Барабан был плох,
Барабанщик – бог!
Ну а ты была вся лучу под стать:
Так легка, что могла ты на барабане танцевать...
Гнатюк был в полном восторге. И не он один. Раймонд Паулс, услышав, как здорово его мелодия соединилась со стихами Вознесенского, рассказал о песне Софии Ротару. А та загорелась ее спеть в музыкальном фильме «Душа»!
Дубовцева объясняла артистке, что песню Гнатюк повезет в Сопот, а туда отправляют только премьерные произведения, нигде ранее не звучавшие!
«Ну и что? Конкурс в Сопоте состоится в августе, а у меня фильм выйдет аж в ноябре, – парировала Ротару. – Никто не узнает, что песня будет записана и для фильма тоже. Ты мне только слова продиктуй».
– Я поверила Соне под честное слово, – рассказывала Дубовцева. – Продиктовала ей слова песни. И вдруг через некоторое время ко мне прибегает Коля Гнатюк, чуть не рыдает. Говорит, что «Танец на барабанах» у него хотят отобрать, потому что Ротару где-то в интервью сказала, что песню Паулс и Вознесенский сочинили специально для нее. Звоню Соне, спрашиваю: «Ну как ты так можешь, а?» Она в ответ: «А что?»
Скандал с трудом удалось замять. Николаю все таки позволили выступить с «Танцем на барабанах» в Сопоте. А потом на «Песне года». Но и в фильме «Душа» композиция тоже прозвучала. Конечно, в исполнении Софии Михайловны. Которая вот так незамысловато взяла и «замылила» чужой шлягер.
А ЕЩЕ В ТОМ ЖЕ ГОДУ...
• Валерий Леонтьев впервые выступил с сольными концертами в Москве.
До этого у него был сольник лишь в далекой Воркуте.
• В Тбилиси состоялся первый официально разрешенный в СССР рок-фестиваль «Весенние ритмы».
• Пол Маккартни во время турне по Японии был арестован за хранение марихуаны. Концерты пришлось отменить.
• 8 декабря в Нью-Йорке фанат «Битлов» Марк Дэвид Чепмен пятью выстрелами в спину убил Джона Леннона.
Убийца признался на суде, что таким образом хотел прославиться и войти в историю. Ему это удалось. Чепмену дали пожизненный срок. Но через 20 лет после убийства у него по закону возникло право просить о помиловании. С 2000 года он подал уже 10 прошений. Но все они были отклонены.