08.07.21, 14:33

Песня-90: Рубальской досталась норковая шуба, а Королевой – Николаев!

Что осталось за кадром главного музыкального конкурса страны

 Это был последний год, когда фестиваль считался еще всесоюзным, а представленная на нем эстрада – советской. Следующая «Песня» вышла в эфир уже совсем в другой стране… При этом в 1990-м конкурс праздновал свое 20-летие. Поэтому в программу включили несколько ретрохитов...

«ПЛОТ», КОТОРЫЙ ОЧЕНЬ ДОЛГО ПЛЫЛ

Юрий Лоза полностью согласен с теми, кто считает «Плот» его лучшим творением. В 1990-м песня впервые прозвучала в эфире ЦТ. Хотя написана была аж восемью годами ранее! Лоза тогда выступал в группе «Интеграл», созданной Бари Алибасовым. Ему первому артист и показал свое произведение. Однако Бари Каримович совершенно не впечатлился и в репертуар коллектива песню не взял. Знал бы он, какого хита лишился! Впрочем, вскоре Алибасов лишился и Лозы, который ушел из «Интеграла», рассчитывая начать сольную карьеру.

Но затеял он это в очень неудачное время: в предперестроечный период как раз начались гонения на любительские группы и самодеятельных исполнителей. Поэтому Юрий оказался как бы нелегальным артистом. Он записал альбом «Путешествие в рок-н-ролл», который распространялся неофициально, из-под полы. Потом были еще альбомы… Но ни в один из них «Плот» не попал – просто не вписывался по концепции. Тем не менее Лоза верил, что песня когда-нибудь «выстрелит». Он всюду пытался ее пристроить – на радио, на ТВ, на студию звукозаписи, в различные ансамбли… Нигде не брали! Юрий решил, что проблема может быть в тексте, и заказал новые стихи нескольким профессиональным поэтам. Но результатами остался недоволен, вернулся к первоначальному варианту. Лишь в 1988-м артист все-таки включил выстраданную композицию в свой очередной альбом – «Что сказано, то сказано». И так получилось, что из всей пластинки именно «Плот» слушателям запомнился. В 1989-м это был уже суперхит. А в 1990-м он попал на «Песню года». Доплыл, наконец, до признания и всенародной любви! И даже – до международной. Ведь песню перевели аж на десять языков!

«ЖЕЛТЫЕ ТЮЛЬПАНЫ» – ВЕСТНИКИ УСПЕХА

Наташе Королевой в 1990-м было всего 17. Но она говорила о себе так: «Я очень опытная артистка». И это соответствовало действительности. На сцену Наташа впервые вышла в трехлетнем возрасте – в составе Большого детского хора радио и телевидения Украины. В четыре – исполняла «Крейсер «Аврора» на очередном съезде ВЛКСМ. В семь была постоянной участницей всевозможных правительственных концертов. Когда Наташе стукнуло 12, специально для нее начал писать песни композитор Владимир Быстряков. Еще через два года другой композитор – Александр Спаринский персонально для нее сочинил мюзикл «В стране детей». В общем, талант юной певицы был рано раскрыт и реализован. Но широкой, всесоюзной славы она не имела. Получила ее как раз в 1990-м – после того, как на «Песне года» исполнила «Желтые тюльпаны».

До этого Наталья успела побывать на гастролях в США – в качестве ведущей артистки рок-оперы «Дитя мира». После этих гастролей Королеву пригласили на учебу в Америку. Предполагалось, что она вернется на родину, уладит всякие формальности и потом полетит обратно в Штаты – постигать премудрости шоу-бизнеса и завоевывать западную аудиторию. Но Наталья никуда не полетела. Дело в том, что она попала на прослушивание к уже очень известному тогда и популярному Игорю Николаеву.

Он дал девочке исполнить лежавшую в запасе композицию «Желтые тюльпаны». Она спела. Причем сделала это так хорошо, что попала в итоге на «Песню года». Это полностью перевернуло всю жизнь Наташи Королевой. Практически мгновенно она стала одной из самых популярных артисток СССР. И у нее закрутился роман с Николаевым. «Желтые тюльпаны» положили начало их творческому и семейному союзу – стали вестниками успеха и счастья. Но и строки про разлуку через много лет тоже сбылись. В 1992-м Игорь и Наташа поженились, а в 2001-м разошлись. Се ля ви.

«ЭСКИМОС И ПАПУАС»: МЕХ, ДА И ТОЛЬКО!

Группа «На-на» всегда исполняла ритмичные, танцевальные хиты. Вот и на «Песне года» тогда уже весьма популярный бойз-бенд порадовал публику зажигательным шлягером про эскимоса и папуаса. Как появилась эта композиция?

– Я читала какой-то журнал, – рассказывает автор слов Лариса Рубальская, – и там наткнулась на умную статью писательницы Татьяны Толстой. В статье было написано, что «друг друга они вообще не могли понять, как будто встретились эскимос и папуас». У меня из этого сразу получилась строчка! А дальше уже все очень легко пошло…

Музыку к тексту Рубальской написали Бари Алибасов и Андрей Потемкин. Песня получилась задорной. И сразу пришлась по вкусу публике. Одно пушное хозяйство даже одарило «на-найцев» мехами – собольими и песцовыми шкурками. Артисты сшили из них сценические костюмы.

– А мне тогда норковая шуба перепала! – похвасталась Рубальская.

Кстати, на «Песне-90» прозвучало аж три песни на стихи Ларисы Александровны: кроме «Эскимоса и папуаса» зрители услышали еще «Безнадегу» в исполнении ВИА «Веселые ребята» и «Странную женщину», которую спел Михаил Муромов.

– Обо мне с тех пор часто говорят – «странная женщина», – говорит поэтесса. – Но не потому, что я странная. Я нормальная! Просто такая песня есть.

«ЭСКАДРОН» ПРИСКАКАЛ ОТ ОБИДЫ

Олег Газманов на «Песне» тоже зажег. Он представил свой «Эскадрон». Который, оказывается, был рожден автором и исполнителем отнюдь не в приподнятом состоянии духа.

– Почему-то, когда мне совсем плохо, я пишу веселые песни, – признается Газманов. – Не специально, конечно, просто так получается. Вообще, процесс создания текста к песне у меня очень длительный. Сначала возникает какой-то импульс: несколько строчек, настроение. Потом, нередко через большой временной отрезок, все повторяется. Тогда уже захватывает и не отпускает, пока не напишешь. Так я писал свой «Эскадрон». Когда его задумал, помню, был очень раздражен. Потому что некоторые мои песни запретили. Это было еще до перестройки. Посчитали их слишком фривольными. После прослушивания одной такой «фривольной», «Ямайки», мне сказали: «А почему, собственно, Ямайка, а не Калуга или Тверь? Есть ведь и наши города». Вот тогда я и подумал: «Все равно вам меня не удержать. Мысли не знают преград». И написал: «Эскадрон моих мыслей шальных. /Ни решеток ему, ни преград. /Удержать не могу я лихих скакунов. /Пусть летят». Я тогда был так задет за живое, что стихи сложились мгновенно.

«Эскадрон» впервые проскакал по эстраде в 1989-м. И песня снискала такую популярность, что Газманов, не откладывая в долгий ящик, снял на эту композицию клип и даже создал одноименную группу. А потом выпустил еще и сольный альбом, в который помимо «Эскадрона» вошли песни «Путана», «Есаул», «Дождись», «Свежий ветер»... И это были сплошные хиты, благодаря которым Газманов стал мегазвездой.

«НЕ ПЛАЧЬ, АЛИСА»: ХИТ ЗА ПЯТЬ МИНУТ

Конкурс 1990 года подарил публике шлягер, под который до сих пор ностальгируют уже давно выросшие школьники:

«Не плачь Алиса, ты стала взрослой.

Праздник наступил, и тебе уже 16 лет…»

На «Песне» эта композиция прозвучала в исполнении группы «Сталкер» и Андрея Державина. Он был и автором музыки.

– Я помню, где она была придумана. Мы путешествовали по Башкирии с группой «Рондо». Было лето, было страшно жарко, был какой-то ужасный автобус, тогда еще люди не знали о том, что такое кондиционер. Мы ехали в автобусе, пили вино, общались. И в какой-то момент я сел к окну и стал думать: «Елки-палки, сколько это будет продолжаться? Вот группа «Рондо», она великая, ее знает вся страна. А нас, конечно, тоже знают, но вот нам бы песню какую-нибудь…» И в таких мыслях я присел к окошку…

Державин буквально за пять минут сочинил незамысловатую мелодию и записал ее нотами в блокнот. Внизу черкнул первую пришедшую на ум фразу – «Не плачь, Алиса». Это была некая стихотворная «рыба», которая необходима только для того, чтобы задать ритм тексту. Но Сергей Костров, которому поручили этот текст написать, сделал фразу главной. И на свет родилось произведение, ставшее гвоздем программы всех школьных дискотек. Песенка на первый взгляд легковесная. Однако она обладает такой притягательной энергетикой, что до сих пор является всеми любимым хитом.

А ЕЩЕ В ТОМ ЖЕ ГОДУ...

• 16 апреля в актовом зале Ленинградского технологического института с несколькими песнями выступила никому еще тогда неизвестная Татьяна Буланова. Дебют оказался более чем успешным. Певицу заметили. Ее стали приглашать на музыкальные конкурсы и на ТВ. Через год Буланова вместе с группой «Летний сад» уже ездила на гастроли по городам России и собирала аншлаги.

• В августе в ДТП погиб Виктор Цой. По официальной версии, музыкант уснул за рулем, после чего его «Москвич» вылетел на встречную полосу и столкнулся с «Икарусом». После смерти Цоя прекратила существование и созданная им группа «Кино». Сейчас экс-«киношники» пытаются свой коллектив возродить. В марте они собрались и отыграли 15 композиций, используя в записи голос Цоя. После снятия всех коронавирусных ограничений музыканты планируют отправиться в полноценный тур по стране.

• В группе «Браво» появился новый солист – Валерий Сюткин. До него был двухлетний период поисков: после ушедшей из коллектива Жанны Агузаровой у микрофона поочередно стояли Анна Салмина, Татьяна Рузаева, Евгений Осин… Но Сюткин оказался самой подходящей кандидатурой. Он и стал постоянным вокалистом. К Валерию была только одна претензия: он с гордостью носил на голове невообразимую шевелюру, которая никак не вписывалась в имидж стиляг. Артист долго не желал ничего менять в своем облике и только после многочисленных прений и скандалов согласился подогнать свою выдающуюся прическу под стандарты рок-н-ролла.

Фото Б. Кремера

МАТЕРИАЛЫ ПО ТЕМЕ