С чего началась вражда между Аллочкой и Сонечкой
Считается, что в свое время София Ротару невольно отняла у Аллы Пугачевой «Душу». Вроде как в фильме с этим названием должна была сниматься Пугачева. Тем более что режиссером картины был ее тогдашний муж Александр Стефанович. Но вместо Аллы на главную роль он почему-то пригласил Ротару. И это якобы стало началом взаимной неприязни двух певиц… А как все было на самом деле?
На самом деле Пугачева и Ротару были обречены на невольное соперничество еще с тех пор, как только вышли на большую сцену. У обеих певческая карьера закрутилась почти одновременно. И, несмотря на абсолютную непохожесть сценических образов и манеры исполнения, их так или иначе постоянно сравнивали. В то время в газетах часто публиковали результаты опросов: народ голосовал за любимых исполнителей, и сразу было видно, кто на данный момент популярнее. Алла с Соней обычно занимали две верхние строчки. Но при этом постоянно менялись местами: то одна оказывалась на первом месте, то другая. И это, конечно, не способствовало близкой дружбе. Ведь им невольно приходилось соревноваться: кто круче.
В 1979 году режиссер Александр Стефанович, который на тот момент был мужем Пугачевой, решил, что нет ничего круче, чем снять фильм с женой в главной роли.
И вместе с драматургом Александром Бородянским написал сценарий специально «под Аллу». Будущую картину назвали «Рецитал». Это слово означает «выступление почетного гостя в рамках международного музыкального фестиваля или конкурса». Пугачева в свое время прославилась как раз после триумфального выступления с песней «Арлекино» на конкурсе «Золотой Орфей» в Болгарии. Для фильма надо было тоже снять ее на каком-нибудь фестивале...
– Мы поехали на конкурс в польский Сопот, – рассказывает Стефанович. – Это был 1980 год. В Польше начался политический кризис, страну лихорадило так, что было объявлено военное положение. А мы кино приехали снимать! Хорошо помню такой момент: на площадке, где проводился конкурс, было обнаружено взрывное устройство. Кто-то хотел сорвать мероприятие. Я видел, как все бегали, была паника. Это был кошмар! Но мы продолжали работать. И сняли прекрасные сцены, в которых Алла блистала. Кстати, буквально на следующий день все успокоилось, пришло в норму. А мы, очень довольные отснятым материалом, вернулись в Москву.
В столице съемки должны были продолжиться. Наутро после прилета из Польши надо было поработать над эпизодом в спорткомплексе «Лужники» – снять выход главной героини из концертного зала.
– Алла опоздала, – продолжает свой рассказ Стефанович. – Да еще и явилась в каком-то немыслимом пальто военного образца. Второй режиссер Валентина Ковалева ко мне подбегает, говорит: «Нельзя ее снимать в таком пальто! Оно не подходит! Совершенно безвкусное!» Алла услышала это. Подошла к Ковалевой и заявила: «Это у вас пальто безвкусное!» Хрясь – и разорвала на Валентине одежду. Мы решили не обострять конфликт, дали ей время успокоиться. Но Алла никак не могла утихомириться, начала всеми командовать, кричать. Над ней все смеялись. Понимаете, киношники тогда были элитой. А эстрадные артисты – как бы второй сорт. Поэтому на выходки Аллы реакция была такой... уничижительной. Ее на смех подняли. Тогда она схватила камень и начала колотить им мою машину. Съемки в тот день не состоялись. Второй режиссер отказалась с Аллой работать, да и остальные тоже... Обо всем этом, конечно, доложили директору «Мосфильма» Николаю Сизову. И он мне так сказал: «Когда ты заявил, что снимешь фильм с Пугачевой, никто тебя за язык не тянул. Поэтому или ты договариваешься с Аллой, или я закрываю картину. Но учти, что после этого в кино ты работать больше не будешь».
Дело в том, что картина об эстрадной певице была заявлена в тематическом плане «Мосфильма». И не снять такой фильм – значило сорвать план. Это было немыслимо! И к тому же материально наказуемо. Весь коллектив киностудии – около пяти тысяч человек – остался бы без так называемой тринадцатой зарплаты. Поэтому Сизов в разговоре со Стефановичем был так резок. Но все-таки предложил выход: если нет больше возможности продолжить работу с Аллой, надо найти другую певицу. Какую? Кто мог соответствовать уровню Пугачевой? Стефановича сразу осенило: София Ротару!
Договариваться с супругой у Стефановича уже не было никакого желания. Между ними пролегла пропасть, перешагнуть которую не представлялось возможным.
– Было понятно, что после всего, что случилось, вместе нам не ужиться, – поясняет Александр Борисович. – Я заехал домой, собрал свои вещи... И все!
То есть жену он потерял. Но терять фильм не хотел. Поэтому вместе со сценаристом Бородянским отправился на Украину – уговаривать Софию Ротару.
Певица на тот момент была не в лучшей форме. Ей сделали операцию на связках, которая прошла неудачно, пришлось делать еще одну. В итоге София Михайловна чувствовала себя неважно. И визитеров приняла хоть и вежливо, но прохладно. От участия в кинопроекте категорически отказалась. Но ей было неловко сказать, что это из-за пошатнувшегося здоровья. Поэтому Ротару озвучила другую причину: «Все будут говорить, что я «отодвинула» Аллу. Заменила ее. Мне такие скандалы не нужны!»
Стефанович и Бородянский уехали ни с чем. Но уже в поезде им пришла в голову блестящая идея: переписать сценарий «под Ротару», включив туда историю с ее болезнью. Певица, которая из-за тяжелого недуга теряет голос, – это же отличный сюжет для музыкальной драмы!
– Мы с Бородянским очень быстро, буквально за пару недель написали новый сценарий, – рассказывает Александр Борисович. – Ротару его прочитала. И согласилась исполнить главную роль! Фильм получил название «Душа».
Съемки были запланированы в основном в Москве. София Михайловна приехала, разместилась в гостинице и позвонила Стефановичу, чтобы узнать, в каком часу ей надо быть на съемочной площадке. Режиссер сообщил, что «стартуем в 8 утра». А сам приехал... в 10!
– Потому что в кино так: к назначенному времени приезжает только технический персонал, – объясняет Стефанович. – Выставляется свет, идет подготовка... И вот, когда я пришел на площадку, мне говорят: «София Михайловна плачет в гримерке, она собирается уезжать!» Что случилось? Бегу к ней. Она сквозь слезы рассказывает: встала утром очень рано, привела себя в порядок, к 8 утра уже была около киностудии.
А тут все закрыто! И она – известная артистка – слонялась вокруг забора. Ей было так обидно, что она мне заявила: «Вы недисциплинированны, я не хочу иметь с вами никаких дел!» Кое-как удалось Соню успокоить. Ну вот такая она: очень пунктуальная, обязательная. Если честно, то по сравнению с Аллой – небо и земля. У нас вся съемочная группа от нее была в восторге: приветливая, обходительная. А какая красавица! Но когда отсматривали готовый материал, все говорили: «Потрясающей красоты артистка! Но роль свою не тянет». У нас с Софией по этому поводу состоялся разговор, я ей сказал: «Понимаешь, вот тут в драматических сценах надо работать! Надо играть!» Она ответила, что все понимает, но не знает, как правильно сделать. И тогда я ей предложил взять пару уроков актерского мастерства у Ролана Быкова, который тоже у нас снимался.
А Быков – это величина в кино! Соня робко спросила: «Он меня не пошлет куда подальше?» Кстати, Ролан спросил то же самое, когда я попросил его позаниматься с Ротару: «Она меня не пошлет?» Потому что Ротару тоже была уже настоящей звездой! Но в итоге они пообщались, Соня уроки усвоила. И в финальной сцене сыграла классно. Это все отмечали!
Картину снимали в дикой спешке. Ее надо было сдать к определенному сроку, а время уже было потрачено на несостоявшийся «Рецитал». Да и денег оказалось в обрез – потратить можно было только то, что осталось от съемок незаконченного фильма с Пугачевой. Но как-то выкрутились! Да и еще умудрились всех удивить. Например, сценой, в которой артисты, одетые в золотые и серебряные костюмы, парят в воздухе. В действительности они просто прыгали на батуте, а оператор ловил нужные моменты – получилось очень эффектно.
Кроме того, в фильме снялась рок-группа «Машина времени». Она была тогда под негласным запретом. Пластинки не записывались, на телевидение Андрея Макаревича и компанию не пропускали, выступать на центральных концертных площадках им было запрещено. Но тем менее группу многие знали по подпольным магнитофонным записям, и она пользовалась популярностью у молодежи. Поэтому, пригласив коллектив в свой фильм, Стефанович не прогадал. Ротару и «Машина времени» – это была термоядерная смесь, которая привлекла на сеансы фильма «Душа» огромное количество зрителей.
– Фильм посмотрели в общей сложности 250 миллионов человек, – уверяет Александр Борисович. – Правда, для меня эта умопомрачительная история со «скоростными» съемками едва не закончилась печально: был сердечный приступ. Когда меня привезли в больницу и померили давление, оно оказалось 250 на 180, врачи удивились, что я еще жив. Зато все задачи выполнили, несмотря ни на что. Публика ломилась на сеансы. Улицы перед кинотеатрами были запружены народом – машины не могли проехать. Помню, в одном кинотеатре, куда я приехал на премьеру, народ выдавил стекла на входе. Такой вот был успех!
А что же Алла? Говорят, она очень переживала, что ее фильм не был доснят, а новый вышел с давней соперницей в главной роли. И вроде бы даже обращалась к руководителю «Мосфильма» Николаю Сизову с просьбой продолжить съемки «Рецитала». Но тот руками развел: мол, я бы и не против, но Стефанович и съемочная группа уже не желают... К слову, название «Рецитал» не пропало всуе: так стал именоваться музыкальный коллектив Пугачевой, который аккомпанировал ей на концертах 30 лет – начиная с 1980 года и до того момента, как Алла заявила об окончании карьеры в 2010-м.
– В фильме «Душа» было много яркого, – говорит Александр Стефанович. – Но ярче всего был Ролан Быков. Этот человек – вулкан, фейерверк. Я ему показал эпизод из «Рецитала», в котором снял маленькую Кристину Орбакайте, свою падчерицу. И Ролан сказал, что возьмет ее в картину «Чучело».
Он потом провел кастинг, пересмотрел за год 14 тысяч (!) девочек. Но выбрал в итоге все-таки Кристину.